Такими причинами очень часто становятся нарушения в тканям самого тела. Так называемые, тканевые нарушения. И в той или иной степени выраженности эти тканевые нарушения имеются у большинства новорожденных. И совершенно у всех детей, рождённых через Кесарево сечение.
Так какие же из этих тканевых нарушений
могут стать причиной задержки речи?
⚠️ НАРУШЕНИЕ ИННЕРВАЦИИ артикуляционных мышц
ИННЕРВАЦИЯ
передача нервного импульса по нервному волокну от мозга к мышце.
Все артикуляционные мышцы (участвующие в речевой деятельности) приходят в действие только, если к ним по веткам лицевого, языкоглоточного, подъязычного нервов приходит импульс к действию достаточной силы и насыщенности. так же не напрямую, но оказывают участие в формировании речи добавочный и блуждающий нервы.
Эти нервы живут в черепе, а их ветки для иннервации:
- выходят из черепа через специальных "отверстий" между костями
- проходят в толще сухожилий и связок
- входят в нужные мышечные пучки
Предположим, что у ребёнка имеются смещения в черепе и напряжения по мышцам и связкам основания черепа и в шее.
Тогда велика вероятность того, что нервные волокна могут зажиматься в деформированных "отверстиях" или напряжёнными мышцами и связками.
В таком случае нервный импульс имеет трудности на своём пути.
- Может оказаться не достаточной силы для верной активации работы своего мышечного пучка.
- Может возвращаться к от мышцы к мозгу очень ослабленным. Тогда мозг как-бы плохо "видит" мышцу, не понимает как включить её в процесс артикуляции.
А таких зажатых нервных волокон м.б. много и очень много.
⚠️ НАРУШЕНИЕ координации НАТЯЖЕНИЙ
в мышечной функциональной цепи
Для того, чтобы верно двигался язык, губы, щёки, гортань, плечевой пояс (тоже участвует в речи) все их мышцы должны иметь нормальное натяжение относительно друг друга. Если где-то что-то перетянуто или перерасслабленно, то и нормальной речи не получится. В лучшем случае "каша" во рту.
Мышцы могут "утягивать" за собой не верно расположенные суставы черепа, шеи, плечевого пояса и рук. Ведь при рождении они имеют одну форму и положение, а потом постепенно "зреют" в ходе верной двигательной активности и верного освоения всех навыков, начиная с подъёма головы.
Какие-то мышцы напрягаются, а какие-то расслабляются:
- при этом и те и другие не могут полноценно выполнять свои функции
- плюс ещё в напряжённых мышцах могут быть зажаты нервные волокна и сосуды, питающие мозг и артикуляционный аппарат.
Если ребёнку не удалось качественно вывести положение суставов из положения новорожденного во "взрослые", то и речь будет осваиваться с большим трудом.
Что делать?
- первым делом ищем то, что не дало изначально нормально стартовать этому процессу формирования суставов и убираем с помощью остеопатии
- потом работам в методиках двигательной терапии для создания условий для таки формирования "недозревших" суставов
- тогда и мышцы к ним крепящиеся поменяют расположение и войдут состояние нормального тонуса, и смогут качественно выполнять свои функции
Конечно, это не все причины, но основные. Ещё большое влияние на речь оказывает расположение ключиц, лопаток и подъязычной кости относительно друг друга. Это также можно отнести к процессу "созревания" суставов.
Как-нибудь напишу и об этом.
Думаю, что стало немного понятнее, почему же приём медикаментозных препаратов здесь не окажет ни какого положительного эффекта.
А может даже вызвать гиперстимуляцию мозга и увести напряжённые мышцы ещё в больший тонус.
🤓 Наконец-то добрались и до ТЕСТИРОВАНИЯ
Здесь будем проводить осмотр и запись моментов о том,:
- что сейчас происходит с ребёнком
- что было на 1ом году жизни по фото, виде и вспоминать
1️⃣ НАЧИНАЕМ СНАЧАЛА, т.е. с 1го года жизни.
Здесь перечислю самые явные моменты, которые не допускают разночтения. Те, что видны только глазу специалиста описывать не буду во избежании путаницы.
Берите ручку и записывайте то, что было у вашего ребёнка.
- Череп ребёнка имел асимметрию?
- Имелось ли привычное положение головы или была диагностирована кривошея?
- Шею ребёнка было видно плохо, "щёки почти лежали на плечах"?
- В 3 месяца ронял или не уверенно держал голову, если не придерживать, когда находился в вертикальном положении (на руках, например)?
- Большой палец руки ребёнка после 3х месяцев находился внутри сжатого кулака, а не снаружи?
- Запрокидывал голову и ли выгибался назад в бодрствовании или во сне?
- После ночного или длительного дневного сна потел затылок?
- Долго не уходил гипертонус с мышц рук?
- Был плохой захват игрушки?
- При ползании по-пластунски подтягивал себя вперёд загребанием рук?
- Сидел с круглой спиной и запрокидыванием головы в области шеи?
Если даже на 4 вопроса из данного списка Вы ответили утвердительно, то велика вероятность того, на первом году жизни:
- нормального формирования суставов не происходило
- формировался дисбаланс в натяжениях мышц
- некоторые нервные пучки попали в "зажим" между структурами костей, связок или напряжённых мышц
2️⃣ ОЦЕНИВАЕМ СИТУАЦИЮ СЕЙЧАС
Здесь выпишите те моменты, на которые ответ отрицательный "НЕТ"
СНАЧАЛА внимательно посмотрите на лицо и плечевой пояс ребёнка.
- Глаза находятся на одном уровне?
- Уголки губ находятся на одном уровне?
- Уголки губ находятся на одном уровне во время улыбки?
- Углы нижней челюсти на одном уровне?
- Левая и правая стороны лица симметричны?
- Большой палец, когда рука в кулаке, находится снаружи?
- В положении стоя плечи ребёнка опущены и хорошо видна ровная шея?
- Лопатки приведены близко к позвоночнику?
- Отсутствует запрокидывание головы и во сне, и при игре, и во время плача?
- Плечи ребёнка в положении стоя на одном уровне?
- Сидит с ровной спиной без наклона плеч вперёд?
- Хорошо по возрасту развита мелкая и крупная моторика рук?
Теперь немного подвигаемся.
- Попросите или простимулируйте собственным примером высунуть язык. Можно попросить что-то лизнуть.
Посмотрите чётко ли он движется вперёд по средней линии? - Попросите или простимулируйте собственным примером вытянуть губы "дудочкой" вперёд. Можно попросить что-нибудь поцеловать.
Посмотрите симметрична ли "дудочка и чётко ли вперёд движется губы? - Может вообще сделать сделать губы "дудочкой"?
- Хорошо умеет дуть, вытягивая губы?
- Дайте свои указательные пальцы в кулаки ребёнка и попросите его жать их изо всей силы 7-10 секунд. И так 3 раза.
Ребёнок одинаково сильно сжимает ваши оба пальца?
Сила нажатия в начале и к 4-7-10 й секундах одинакова?
Если Вами выявлены не симметрии, кривые положения или движения, то велика вероятность того, что до сих пор:
- нормального формирования суставов не произошло
- сформировался таки дисбаланс в натяжениях мышц
- некоторые нервные пучки находятся в "зажиме" между структурами костей, связок или напряжённых мышц
✅ Работу по коррекции речи здесь следует:
- начинать с устранения причин ассиметрий у остеопата
- продолжать настраивать моторные функции, формирование суставов, нормальное натяжение мышц у двигательного терапевта
- и уже оттачивать мастерство речи у логопеда
РЕКОМЕНДУЮ ещё ПРОВЕРИТЬ
и качество функционирования РЕЧЕВЫХ ЗОН коры головного мозга ребёнка дабы точно уверится, что таблетки НЕ нужны.
Со своей стороны могу предложить
🤓 ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ очно и онлайн
🤓 групповую ДИАГНОСТИК-СЕССИЮ очно
- - - - - - - - -
❓Есть вопросы, пишите в КОММЕНТАРИЯХ - отвечу
🤗 Чтобы не пропустить ещё полезности ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ