Найти тему
История КАМАЗа

Ну, вот и пришёл понедельник! Часть 65. АБК автомобильного завода.

Это театр начинается с вешалки… А с чего начинается завод? С проходной? Вроде так. И песня есть тому соответствующая, из кинофильма «Весна на Заречной улице».

Сегодня каждое утро заводчане КАМАЗа проходят на свои рабочие места через пропускные пункты, расположенные в административно-бытовых корпусах (АБК), в которых также размещены раздевалки, душевые комнаты, буфеты и столовые.

Хорошо известно, что АБК на КАМАЗе в своё время были спроектированы и построены четырёх типов:

1. На 5400 рабочих со столовой на 2100 посадочных мест.

2. На 1300 рабочих со столовой на 750 посадочных мест.

3. На 1100 рабочих со столовой на 650 посадочных мест.

4. Столовая на 110 посадочных мест.

Между прочим, специалисты отмечали, что «размещение АБК без устройства перед ними оград и зданий проходных явилось новым решением, которое позволило повысить выразительность архитектуры КАМАЗа в целом, особенно при организации площадей входных узлов на заводы».

Здания АБК, простые на первый взгляд, но они требовали тщательной отделки внутренних помещений и соблюдения норм санитарии при их эксплуатации.

Планировалось, что в 1976 году, к пуску I очереди КАМАЗа будут построены 12 камазовских АБК и созданы все условия для удобной жизни заводчан.

Но, увы, этого не произошло. В середине 1970-х годов, да и в начале 1980-х годов строительство АБК – это было самым узким местом на камазовской стройке. Строители бросали все силы на возведение основных корпусов, а АБК оставались в загоне.

Сегодня предлагаю вам посмотреть исторические фотографии АБК автомобильного завода. (Для справки. В период с октября 1977 по апрель 1995 года автомобильный завод был разделён на автосборочный и агрегатный).

Вот так выглядели АБК 407-1 (ближе к городу) и АБК 407-2 в марте 1976 года.

-2

Ещё раз напомню, что АБК 407-1 и АБК 407-2 должны были сдать к концу 1976 года. Посмотрите, информационный стенд «Сегодня на строительстве АБК 407».

Август 1976 года.
Август 1976 года.
Август 1976 года.
Август 1976 года.

Но сдали АБК 407-1 лишь в начале 1977 года. Внизу первое мероприятие в актовом зале АБК 407-1, которое состоялось 2 марта 1977 года.

Слева направо сидят: 1. Хабибуллин В.Н. – инструктор партийного комитета автомобильного завода. 2. Валиев Зияфат Матнурович – заместитель секретаря парткома автомобильного завода. 3. Старостин В.И. - заместитель секретаря парткома автомобильного завода.
Слева направо сидят: 1. Хабибуллин В.Н. – инструктор партийного комитета автомобильного завода. 2. Валиев Зияфат Матнурович – заместитель секретаря парткома автомобильного завода. 3. Старостин В.И. - заместитель секретаря парткома автомобильного завода.

Вот так выглядел АБК 407-1 в июне 1980 года.

-6
-7

Внизу ещё фотографии АБК 407-1, сделанные в разные годы.

-8
-9
-10
-11
Июль 1989 года.
Июль 1989 года.
-13
-14
2002 год.
2002 год.
2008 год.
2008 год.

Внизу фотографии АБК 407-2, сделанные в разные годы.

-17
-18

Помимо АБК 407 во второй половине 1970-х годов велось строительство АБК 408-1 и АБК 408-2 (сегодня в АБК 408-2 размещается Исполнительная дирекция КАМАЗа).

АБК 408. Декабрь 1978 года.
АБК 408. Декабрь 1978 года.
АБК 408. Сентябрь 1979 года.
АБК 408. Сентябрь 1979 года.
АБК 408. Сентябрь 1980 года.
АБК 408. Сентябрь 1980 года.
-22

Внизу панорама АБК 407 и 408.

-23
-24
-25