Не так давно я узнала, что, называя шпалеры гобеленами, мы не всегда правы. Даже и не задумывалась об отличиях, считая слова синонимами. Оказывается, не синонимы. Это вот, как с шампанским- так называться имеют право не все игристые вина, а только из Шампани. Так и здесь, гобелены- не все шпалеры, а те, что из мастерских Гобелена. Кто же это? Чем его ковры заслужили имя нарицательное? Как они выглядят по сравнению с изделиями других производителей? Хочу найти и увидеть своими глазами!- решила я, и пошла в Эрмитаж. Благо, там шпалер много, даже очень (в Министерском и Тёмном коридорах, в залах, посвящённых европейскому и русскому искусству).
История создания безворсовых ковров началось ещё до нашей эры. Сначала их делали из шерсти. На территории нашей страны самые древние экземпляры обнаружили в скифских курганах. Вечная мерзлота помогла им сохраниться в течении почти трёх тысяч лет.
В античных Греции, Риме и Древнем Египте активно использовали шпалерное ткачество. Позже мода на шпалеры распространилась и в европейских странах, где они пришлись очень кстати из-за холодного климата.
Кроме украшательства, ковры служили для создания тепла во дворцах, замках и даже в храмах.
Технологии совершенствовались. К шерсти стали добавлять шёлковые, серебряные и золотые нити.
Изображения становились всё замысловатее. Лучшие художники своего времени специально писали картины для «картонов», которые копировали умельцы-ткачи. Невероятно сложная работа! Разглядывая мельчайшие детали, трудно поверить, что это не живопись, и мастерам приходилось плести, периодически раздвигая пряжу и сопоставляя результат с образцом на картоне. Большие ковры создавались по частям сразу группой ткачей, а затем фрагменты сшивались. При этом была и специализация по плетению конкретных моментов: одни мастера изображали пейзажи, другие- людей, третьи- животных и т.д. Понятно, что дорогостоящие изделия могли себе позволить только богачи.
Расцвет шпалерного искусства пришёлся на период с эпохи Возрождения до начала Нового времени. С конца 15-го века центр производства был во Фландрии (территория современных Бельгии и Нидерландов). В нескольких городах образовались мастерские, выпускавшие великолепные произведения.
Большую роль в шпалерных композициях сыграли итальянские живописцы. В 16-м веке римским папой был сделан заказ фламандским мастерам на шпалеры по картинам Рафаэля для украшения Сикстинской капеллы.
Это повлияло на изображения в следующих работах. Для получения нового опыта фламандские ткачи ездили в Италию.
Большое количество изделий того времени находится в Тёмном коридоре Эрмитажа.
К 17-му столетию стал популярным стиль барокко.
На шпалерах стало появляться больше его признаков, особенно видно это на бордюрах.
Через полтора столетия центр шпалерного ткачества постепенно переместился во Францию. Вот там-то и начала «рулить» мануфактура братьев Гобеленов, специализирующихся на крашении пряжи. Они достигли совершенства в своём деле, создавая сотни оттенков, отчего ковры стали ещё больше походить на живописные картины. Несколько мастерских работало на их производстве.
Бордюры со временем тоже стали другими- в виде лепных золочённых рам, схожесть с картинами стала ещё больше.
Мануфактура была выкуплена королем. Гобелены работали исключительно по королевским заказам, соответственно получая обеспечение всем необходимым. Их произведения отличались высоким качеством. В коллекции Эрмитажа они будут попадаться в разных залах, в том числе, среди других шпалер.
Выискивая сначала по надписям, в результате я стала гобелены узнавать. Но это совсем не значит, что остальные производители шпалер хуже. Просто они другие. Как разные почерки. Вот, например, замечательная серия «История императора Константина» у Рафаэля де ла Планша по картонам Рубенса. Его мастерская, кстати, была самой крупной во Франции ещё до Гобеленов (когда французские короли начали приглашать фламандских ткачей).
Или «Китайская» серия, исполненная на мануфактуре в Бове (впоследствии присоединится к Гобеленам).
Там ещё и шпалерную обивку мебели делали.
И шпалеры из Обюссона тоже узнаваемы. У них своё «лицо». Картоны некоторых сделаны по гравюрам.
Ну, а раз в Европе умеют делать, разве мог Пётр l не внедрить собственное производство? Пригласил учителей, построил мануфактуру, надавал заказов. Первую большую шпалеру «Полтавская баталия» выткали за три года. Главным первым мастером и наставником для русских ткачей стал Филипп Бегагль младший- сын организатора мануфактуры в Бове.
Производство шпалер в России развивалось с переменным успехом- то материала не хватало (ведь для плетения требовались особая качественная пряжа и красители), то денег на оплату труда. При Елизавете Петровне более-менее всё наладилось, поступили заказы на изделия для строящегося нового Зимнего дворца. А уж Екатерина Великая вообще всё привела в порядок.
В Белой (Малой) столовой сегодня представлены четыре шпалеры Петербургской мануфактуры середины 18-го века, три из которых из серии «Стороны света» (Азия, Африка, Америка).
Более поздние петербургские шпалеры, вытканные в 19-м веке, можно увидеть в залах, представляющих русскую культуру.
Кроме стенных ковров, наши ткачи делали и напольные, и обивку для мебели, и экраны для каминов, создавая единую тему интерьера.
Тема очень интересная. Обычно на шпалеры в Эрмитаже не особо обращают внимание- ведь там столько всего и без них!
Но стОит только чуть-чуть вникнуть, и не остановиться. Буду рада, если кого-то смогла заинтересовать этим видом искусства, и теперь вы, как и я, будете смотреть на шпалеры не беглым взглядом, а с желанием узнать, кем и когда они были сделаны. 🤗