Дано - улица, названная в честь Николая Гурьевича Толмачева, большевика и комиссара. Хотелось - получить Царскую улицу, переименовав улицу Толмачева.
Кому хотелось? Тогдашнему главе города Ройзману Евгению Вадимовичу, ставшему такой же достопримечательностью Екатеринбурга, как, к примеру, Миша Шаевич Брусиловский. Только статую Ройзману еще, кажется не поставили (а Мише поставили).
Да вот беда, жители улицы Толмачева не поддержали переименования. Было принято любопытное решение, переименовали только тот участок улицы Толмачева, где нет жителей. Так и появилась в 2016 году Царская улица длиной около пятисот метров. Рядом с этой улицей находятся Храм на Крови, музей царской семьи и почему-то сквер ЮНЕСКО.
Я не хочу касаться кровавой бани 1918-1919 годов на Урале, в ходе которой был расстрелян Николай Романов и его семья. Меня заинтересовали улицы, названные в честь народовольцев, покушавшихся на жизнь деда последнего царя, на Александра Второго.
Помните из поэмы "Кому на Руси жить хорошо", про помещика пореформенной поры, в школе учили.
Живу почти безвыездно
В деревне сорок лет,
А от ржаного колоса
Не отличу ячменного.
А мне поют: „Трудись!“
*******************
Так надо было ранее
Сказать... Чему учился я?
Что видел я вокруг?..
Коптил я небо божие,
Носил ливрею царскую.
Сорил казну народную
И думал век так жить...
И вдруг... Владыко праведный!..»
Помещик зарыдал...
Я даже расстроился из-за этого незадачливого помещика, честное слово, я ему сочувствую.
Никому отмена крепостного права счастья не принесла, настолько реформа получилась бестолковой и половинчатой. Положительного влияния на экономику она не оказала, крестьянская запашка не увеличилась, счастливое капиталистического будущее не наступило. Хуже того, появились безземельные крестьяне, батраки, такого в России отродясь не было.
И отвернулись от царя-освободителя все слои населения. А некоторые, наиболее непоседливые, решили царя изничтожить. И тогда в стране должны были воцарить демократия и народное счастье.
В результате в 1921 году в Екатеринбурге появилась улица Степана Халтурина. Степан Николаевич работал столяром в Зимнем дворце, и потихоньку таскал в свою подвальную каморку всякие нехорошие вещества, кои и подпалил 5 февраля 1880 года. Покушение не удалось, вмешалась одна из вечных российских проблем - состояние дорог. Александр Второй ждал гостей, поезд задержался, и начало обеда сдвинули на полчаса. Погибли 11 гвардейцев, множество людей были ранены, но на какие жертвы не приходится идти ради светлого будущего?
Дальше за дело взялась Софья Львовна Перовская, именем которой также в Екатеринбурге названа улица. Софья Львовна обладала отличными организаторскими способностями.
Александру Второму в Зимнем дворце не сиделось, а злобные супостаты разрабатывали все новые и новые планы по его обнулению, причем действовали весьма изобретательно. Но все как-то не срасталось.
Наконец, 1 марта 1881 года первый заряд был брошен под ноги лошадей царской кареты, второй - под ноги самого Александра Второго, которому вздумалось приободрить раненных из его конвоя. Все было кончено.
Отдавал ли себе отчет Александр Второй, что вокруг его персоны творится что-то не ладное? Вроде как дураком не был. Почему не отрекся от престола? Или не выдумал бы какой-нибудь Земский совет, чтобы снизить градус напряжения в обществе? Не знаю. Учитывая количество покушений, Александр Второй фактически совершил самоубийство. Царь мужественно шел навстречу своей гибели.
Вообще, грустно все это... И как-то тупо.