Кажется, эта композиция и этот альбом были тогда прорывом для группы. Пластинка до сих пор отлично слушается, несмотря на то, что последующие альбомы группы были бесподобны. Этот интимный момент поиска звучания Uriah Heep, запечатлённый в куске пластика, вызывает у меня бурю эмоций, ведь более разнообразной и одновременно амбициозной пластинки у "Хипов" я не слышал. Вероятно, я рискну назвать её самой любимой. И не последнее место в моих предпочтениях занимает одноимённая композиция. Был ли это удачный эксперимент или неудачное начинание?
Вспомним, что первый альбом у Heep был, наверное, самым эклектичным. В плохом и хорошем смыслах. Это была проба пера талантливых музыкантов, которым было интересно играть разное и разно, в условиях быстрого развития рок-музыки они старались и задеть какие-то тренды, и найти что-то своё. Very 'Eavy, Very ' Umble насыщен разнообразием : нежный фолк Come Away, Melinda, томный блюз Lucy Blues, приджазованная свинговая прог-роковая Wake Up ( Set Your Sight), разухабистый хард Walking In Your Shadow и грозный скрипящий прото-метал Gypsy с выразительным соло на органе. Это играет группа, в которой ещё не все музыканты до конца влились в процесс. Это я намекаю на рекрутированного для игры на клавишных Кена Хенсли.
И вот спустя чуть меньше года выходит их второй лонгплей, в котором стилистического разнообразия не меньше. А ведь группа уже испытала на себе все тяготы осуждения критиков, обещавших Heep буквально несколько недель жизнь. Любой другой попытался бы исправлять ошибки, переживая "проклятие второго альбома". Но Uriah Heep пошли по своему пути, устремившись в единственный тогда актуальный тренд - прогрессивное экспериментирование. И надо признать, делали они это, не забывая о мелодизме.
Вообще, пластинка Salisbury - это прекрасный образчик рок-музыки 1970-1971-го годов. В ней есть и тяжесть (Bird Of Prey), и лёгкость (The Park), и попсовость в хорошем смысле (Lady In Black), и резковатость (Time To Live), и даже паранормальная гармоничность (High Priestess). Но есть и оркестровый замах, который, быть может, не все из поклонников группы и рок-музыки как таковой оценили. Вызывает ли сейчас композиция Salisbury споры?
Тогда, на рубеже десятилетий, вопрос о совмещении рок-группы и симфонического оркестра был актуальным. По сути, "Солсбери" - это реакция на происходящее тогда в музыке. Кен Хенсли и сам признавался, что Concerto For Group and Orchestra Deep Purple не оставил его равнодушным, из-за чего ему самому хотелось попробовать сделать что-то такое же. Конечно, возможности Heep тогда были скромнее, да и репутация еще не позволяла заявиться в Royal Albert Hall исполнить программное сочинение, но попытка объединить несоединимые для многих группу и оркестр у "Хипов" получилась весьма себе уверенной.
Вообще, когда слышу от кого-то негативное мнение относительно пафосности и избыточной амбициозности этого опуса, дальше всегда спрашиваю: Вам не нравится симфоничность в этой композиции или не нравится симфоническая музыка в принципе? Оказывается, что больше второе, нежели первое. Помню одну рецензию на альбом, качующую с сайта на сайт, где автор пренебрежительно называет процесс создания этой композиции "ритуальным актом", который был необходим каждой рок-группе того времени. Саму рок-музыку он называет "оперившимся подростком", стремящимся заявить миру о своей "взрослости". Пойму, что в этом есть доля правды, но почему-то каждый раз подобные "критики" непременно проходятся по попыткам соединить симфоничность и рок в одном флаконе. Почему их не смущает неуверенные попытки игры в свинг в композиции Park? Или там это не вызывает вопросов? Впрочем, это риторический вопрос, а не попытка искать изъяны в музыке группы.
Еще автор той заметки сравнил вступление в Salisbury с Concierto de Aranjuez Хоакина Родриго, и после этого я не мог не заметить некоторое сходство. Помпезные духовые как будто и правда звучат в псевдо-испанском стиле. Джон Фиддли, который занимался оркестровой аранжировкой композиции, мог даже специально создать некий намек на испанского классика. Однако, дальше начинается вполне себе оригинальный маршеобразный ход самой группы, соперничающей в звуковом массиве с духовым оркестром. Звучит уверенно, мощно, порой даже очень затянутое вступление мне хотелось переслушивать чаще ,чем следующую дальше песенную часть.
"Хипы" признавались, что при сочинении и записи Salisbury изрядно выпивали. Выглядит ,как бравада, мол, если мы пьяными такое сочинили, что же будет на трезвую голову? Хотя, для других это аргумент обвинить их в занятии не той музыкой. Впрочем, если слушать композицию от начала до конца, чего в ней только нет! И мощный марш, следующая за тем джазовая импровизация на органе в галопирующим басом, затем спокойное возвращение под солирующую флейту к песенной части, расстянутое на три "куплета" соло Мика Бокса, которое я считаю одним из лучших сыгранных им. Немного смущает концовка, как будто после такого нагромождения информации весь музыкантский состав не нашел ничего лучше, как закончить всё звуковым шумом, криками и оркестровым крещендо. Но, судя по всему, иначе и не вышло. Композиция явно не шла по логике Atom Heart Mother Pink Floyd и не могла разрешиться в спокойную концовку.
Что же всё же смущало в Salisbury? Наверное, ее лирика. Вы обращали внимание на нее, когда слушали опус? Сначала кажется, будто с таким надрывов Дэвид Байрон поёт о чем-то очень волнительно, к тому же обложка с танком "Чифтейн" намекала на серьезную тематику альбома. Вопль в конце вообще словно бы создавал впечатление неразрешенности проблемы и некий фатализм всей истории, рассказанной в таких бурных красках. Но, к сожалению, лирически Salisbury мог бы быть обычной гитарной балладой. Сюжет построен на переживании главного героя, сходящего с ума от девушки, переживающего счастливы дни вместе с ней, но оказавшегося в итоге в одиночестве брошенным. Текст практически лишен каких-то аллюзий и очень прямой по драматургии: у него были другие девушки, но никто не сравнится с ней, любовь позже увяла, она решила уйти, а он не хотел этого. Сочетается ли это с тем оркестровым размахом, который мы слышим? Даже название композиции не имеет ничего общего с текстом. Несколько лет назад вновь ставший известный город Солбсери вообще был старым культурным центром, рядом с ним находится Стоунхендж. Обложка может иметь отношение лишь к военной базе Ларкхилл. Но дальше ассоциацитивный ряд сложно продолжать.
В сравнении с Salisbury в April и в Concerto Deep Purple пелось хотя бы об абстрактных поэтических мыслях. А здесь текст, к сожалению, мало чем сочетается с музыкальным сопровождением. Впрочем, нам, не англоязычным, не мешает воспринимать эту музыку.
Сами Heep очень гордились этой пластинкой, прошли этап экспериментаторства больших форм, но позже будут к ним так или иначе возвращаться. Дальше раскроется Кен Хенсли как гениальный автор песен ,и траектория у группы станет совершенно иной.