Виды крымских мраморов и месторождения
Мрамор добывали в Северо-Западном регионе, на Урале, в Средней Азии и на Кавказе. Третье место по добыче сырья для производства отделочного материала – плит и прочих архитектурных деталей из мрамора - было отведено Крыму.
Еще в начале XIX век г. Монтадон в своем описании посещения Крыма упоминал месторождения горной породы в Алупке. У Кондараки встречаются упоминания об обнаружении мрамора в Ай-Яне, Ореанде, Аутке и Алупке. В целом в 30-е годы прошлого века насчитывали 15 месторождений горной породы в Крыму. Наряду с диоритом породу можно было найти в таких местностях, как около поселений Кизил-Коба, Бешуй, Курцы, Джефер-берды, Кок-Коз, Ламбат, Гаспра.
Для оформления станций метро использовали камень, который ломали в трех-четырех карьерах – Чоргуньском, Золотая балка, Кадыкойском (окрестности Балаклавы), Яны(и)койском (с. Мраморной, Симферопольский район).
Мрамор из
- · Золотой балки (Чоргуня) обладал желто-красным цветом с зелеными прожилками. «Чоргунь» - чрезвычайно красивый мрамор розовых оттенков, светлых и темных с большой игрой и подчас разноцветной структурой».
- · Кади-Коя – бледно-желтый и не очень декоративный. «Кадыковка» от светло до темно-желтых оттенков».
- · Биюк-Яникоя – везли красноватые мраморы. «Бьюк-Янкой. От светло до темно-коричневого цвета с очень интересной игрой и красивой структурой».
Сложность описания цвета и структуры состоит в том, что особую прелесть красноватым мраморам придавали включения доисторических раковин, кораллов, животных, рыб и растений (кораллиновых водорослей), которые когда-то населяли коралловые рифы и оставили свои причудливые следы: по большому счету эти мраморы – истинный рай для палеонтолога: за разглядыванием узоров можно проводить часы. Исследователи считают, что самыми колоритными крымскими мраморами можно считать те, которыми облицована станция «Библиотека им. В. И. Ленина» и переход между станциями «Цветной бульвар» и «Трубная».
Все отбираемые материалы проходили проверку на прочность и стойкость в условиях эксплуатации в подземном метро. Мраморы вместе с плиткой, гранитом были выбраны не только из-за их исключительных эстетических свойств, но и из-за того, что они были просты в обеспечении чистоты и отвечали санитарно-гигиеническим требованиям.
При строительстве второй очереди метро решено было отказаться от кадыковского мрамора «из-за неприятной расцветки» и розового «Чоргунь» , как слишком трещиноватого. Для облицовочных работ был оставлен мрамор, добываемый в карьере Новая Кадыкова в 12 км от Севастополя. «Поставка мраморов этих месторождений обеспечена дорогами, и отгрузка производится нормально». Биюкныкойским мрамором было решено все-таки облицевать станции «Динамо» и «Сокол».
Обработка
Чтобы закрыть заказы на поставки мрамора для облицовки станций и вестибюлей были предприняты усилия, направленные, во-первых, на разведку и добычу, во-вторых, на доставку, в-третьих, на подготовку квалифицированных рабочих и, в –четвертых, на обработку самого мрамора.
Для этого Каганович
- · задействовал весь возможных подвижной состав железнодорожных вагонов (543 вагона мрамора было привезено в столицу в 1934 г.);
- · загрузил все существующие в тот момент в столице заводы и мастерские, направив туда привозимый со всех концов страны мрамор. Использованы были мощности завода №1 треста Скульптуры и Облицовки, артели «Минерал и Гранит", ленинградского талько-минерального завода «Союзкарелгранит»;
- · дополнительно оборудованием для резки и полировки мрамора был оснащен железобетонный завод в Москве, который стал самым мощным среди аналогичных предприятий;
- · определил для подобных предприятий круглосуточный режим работы;
- · обеспечил переброску квалифицированных рабочих из разных регионов России в столицу;
- · для ведения отделочных работ были переброшены мастера и рабочие с других столичных строек;
- · метростроевцы, прежде не имевшие навыка отделочных работ, быстро перенимали профессиональный опыт у мастеров.
Особенности работы с мрамором состояли в том, что работа с мрамором оказалась самой трудозатратной и требующей ускорения всех процессов – от разработки карьеров до распиловки, фрезеровки и полировки согласно размерам и рисункам. Сложность была и в затратах значительного временного ресурса: в условиях 30-х годов распиловка велась со скоростью 25 см за 8 часов. При этом необходимо было точно соблюдать заданные размеры с точностью до миллиметра.
Были проблемы и с поставками – не было прежде созданных запасов сырья, и, наконец, с работой архитекторов, которые не имели дела с мраморами, а потому буквально на ходу складывали узоры с использованием разноцветных мраморов, и очень велик был шанс допустить ошибку, которую невозможно было исправить после полировки.
Стоимость мраморного декора
Стоимость 1 м2 мрамора колебалась от 100 до 400 руб. (для сравнения стоимость 1 м2 деревянной облицовки составляла в среднем 300 руб./м2, тогла как мрамор обходился в среднем в 250 руб./м2), но стоимость конечного изделия возрастала значительно за счет большого количества отходов. При толщине плит 2,5 см удавалось из одного кубометра породы получить 6-20 кв метров декоративного покрытия.
Может быть, было бы и больше крымского мрамора использовано для декора метро и зданий, но существовала громадная проблема – повышенная трещинноватость в сравнении с другими сортами. Этот дефект породы приводил к тому, что из сырья на выходе получалось только 4-6% от привезенного в столицу объема. Получению большего объема готовых материалов мешала сложная окраска и рисунок.
Стоимость плит увеличивалась еще и потому, что при добыче породы использовали примитивные инструменты, механизация как массовое явление отсутствовала. Кувалда, лебедки и трос – это все, что было в распоряжении рабочих в карьерах. В это же время в Америке использовали различные приспособления и варианты механизации физически тяжелого труда: канатные пилы, деррики (горные краны), чалперы (???) – инструменты американских рабочих, позволявшие быстрее нарезать прямоугольные куски породы.
Здания
1930-е ознаменовались ростом строительства промышленных, общественных и жилых зданий и сооружений по всему Советскому Союзу. Конечно, впереди всех была столица, где один за другим реализуются грандиозные проекты. Вот, например, только сооружения, которые строились вдоль проспекта Мира: смотрите план-схему от 1933 г. и современную Яндекс-карту, где сплошные дворцы и дома, принадлежащие разным наркоматам-министерствам.
Изображения взаимно перевернуты
Дом Наркомата легкой промышленности СССР
Среди всех этих внушительного размера объектов нашлось место для Дома Наркомата легкой промышленности СССР на ул. Мясницкой. Проектировал это сооружение французские архитекторы П. Жаннерэ и Ле Корбюзье при участии Н. Я. Колли. И именно в этом здании был впервые использован для облицовки внутренних стен крымский мрамор: стены проходного вестибюля покрыты плитами крымского мрамора желтого цвета «биюк-яныкой».
Макет Дома Наркомата легкой промышленности
Дом Наркомата легкой промышленности wiki2.org
Дом Наркомата легкой промышленности dzen.ru
Вестибюль Дома Наркомата легкой промышленности
Гостиница "Москва"
В 1935 году была сдана ныне отсутствующая гостиница «Москва», в интерьере которой также присутствовал тот самый биюк-яныкойский («Биюк Ангой») мрамор: им был застелен уже пол вестибюля. Увидеть эти полы, увы, не удастся, потому что здание одной из крупнейших столичных гостиниц было снесено в 2004 г. Над проектом этого здания постройки тех же 30-х годов (1932-1935) работали архитекторы Л. Савельев, А. Щусев и О. Стапран.
Вестибюль гостиницы "Москва"
Дворец Советов
При решении вопроса, каким мрамором облицовывать снаружи столь важное здание, был отвергнут кадыкойский мрамор как низкокачественный, но в качестве потенциальных рассматривались мраморы биюкяныкойские, гаспринские, чоргуньские сорта и из карьера близ Итальянского кладбища: они более всего подходили по горно-экономическим условиям. Но не только: выбор велся и с точки зрения эстетики, а потому по этому критерию предпочтение, например, отдавалось сдержанным по цвету серым гаспринским мраморам, а также белым и розовым мраморам из Верхнечоргуньского месторождения. Ограничением для их использования служила лишь недостаточная разведка месторождений, а также подозрение о том, что гаспринские породы могут быть подвержены более быстрому выветриванию при применении в качестве наружной отделки.
wikimedia.org/
Не ищите на карте Москвы это здание: проект Б. Иофана так и не был реализован. Но планы были. И место для крымского мрамора тоже было
Метро
Главным потребителем крымского мрамора всех цветов и оттенков стало московское метро. Не одна, не две и даже не три станции и вестибюля были отделаны крымским мрамором всех видов. О том, где и как заготовляли мрамор, рассказ отдельный, а вот то, что заслуга снабжения принадлежит Лазарю Моисеевичу Кагановичу – скажу сейчас. В этот период Каганович, будучи председателем Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), принимал непосредственное участие в работах по реконструкции Москвы и даже больше – он сыграл важную роль в деле строительства метро, найдя способ решения задач привлечения трудовых ресурсов и поставки стройматериалов. Не случайно московское метро изначально носило имя Л. М. Кагановича. Кстати тот же человек, что инициировал строительство метро (доклад Кагановича в 1931 г. тому послужил причиной), приговорил его к уничтожению в октябре 1941 г., как стратегически важный объект. Хорошо, что непродуманное решение было отменено.
А по поводу отделки станций судите сами (названия станций те, которые использовали до войны):
1. «Красносельская» (колонны, панели, поручни лестниц) отделана биюкяныкойским мрамором;
2. «Красные ворота» (простенки между пилонами) и вестибюль – биюяныкойским;
3. «Арбатская» (колонны и поручни) - желтым биюкяныкоем,
4. «Комсомольская» – чоргуньским (колонны) и кадыковским (колонны в подземных вестибюлях);
5. «Кировская» - кадыковским;
6. «Дзержинская» (стены подземного вестибюля), эскалаторный вестибюль – чоргуньским;
7. «Библиотека им. Ленина» - желтым кадыковским;
8. «Парк культуры им. Горького» (44 колонны) - желтым кадыковским;
9. «Ул. Коминтерна» - желтым кадыковским;
10. «Смоленская» (колонны переходных мостиков) - желтым кадыковским;
11. Переход между станциями «Цветной бульвар» и «Трубная».
12. "Динамо"?
13. "Сокол"?
По поводу оформления станции «Смоленская» сказано буквально следующее:
В оформлении самой станции «Смоленская площадь» найдена правильная линия художественной простоты: здесь необходимая мера богатства формы, не перешедшая в напыщенность и оперную декоративность. Ведущими цветами полихромии станции являются искрящийся крупнозернистый мрамор шабровских каменоломен Урала и светложелтый мрамор Крыма. Авторы – архитекторы Андреевский и Макарычев.
Теперь самое время москвичам и гостям столицы отправиться на экскурсию для знакомства с крымскими мраморами в метро.