Найти тему
Археология+

Древняя мордва на Самарской луке

(С) Богачев, 2014

Приятна слуху эллинская речь,

Но мне милее приуральский говор.

Его распевно-плавная основа

Спокойно мыслям позволяет течь.

Мордва по праву считается коренным народом Волго-Уральского региона. В России проживает свыше 843 тысяч представителей этого этноса. В Самарской области, по данным переписи 2002 года, около 87 тысяч человек причислили себя к мордве. На территорию Самарского Поволжья мордва переселилась из районов Посурья и Примокшанья в середине XVI века. Вместе с тем в настоящее время имеются археологические свидетельства того, что первые мордовские переселенцы начали осваивать районы Самарской Луки ещё в XIV веке в золотоордынский период.

Однако всё началось гораздо раньше – в эпоху раннего средневековья. Интересно, что этноним «мордва» впервые появляется в книге историка VI века Иордана в связи с характеристикой готского короля Германариха, жившего в IV веке: «Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Покорил же он племена гольтескифов (Golthescytha), тиудов (Thiudos), инаунксов (Jnaunxis), васинабронков (Vasinabroncas), меренс (Merens), морденс (Mordens)…» [5, с. 83].

Выдающийся историк-славист академик В.В. Седов, анализируя этот отрывок из текста Иордана, полагал, что Thiudi – чудь. Vasi – весь, Meren – меря, Morden – мордва. И в частности, он писал, что в соответствии с археологическими материалами середины I тыс. н.э., они без труда локализуются: чудь – в регионе эстонско-ливских каменных могильников, охватывающем современную Эстонию, Северную Латвию и западную часть Новгородско-Псковской земли, весь – в Белозерье, меря – в Волго-Клязьменском междуречье и Мордва –
в бассейне Нижней Оки [11, с. 13-14]

Раннее средневековье (IV – IX века) называют эпохой великого переселения народов. В это время север Восточной Европы, населённый издревле финно-угорскими народами активно заселялся славянами, булгарами и позднее другими тюркоязычными племенами, в большей или меньшей доле происходили взаимоассимиляционные процессы. Народы, сохраняя свои традиции и язык, физически обновлялись, их антропологический состав усложнялся. Так, появилось представление об антропологическом типе великоросса, отличавшегося от поднепровско-карпатских славян более светлой пигментацией, доминированием русоволосости и другими чертами, которые во многом были обязаны смешением с местным финно-угорским населением. К этому населению, как известно, относят современные этносы карел, мордву, марийцев, коми и другие.

-2

Антропологической особенностью финно-угров является наличие как европеоидных, так и монголоидных признаков. Причём по вектору с запада на восток ослабевает европеоидность и несколько усиливается монголоидность. Часто финно-угорские народы рассматривают в составе особой уральской расовой группы, характерными признаками которой являются сочетание несильного развития третичного волосяного покрова с несколько уплощенным лицом и нередко вогнутой спинкой носа (курносость). К более европеоидной мордве используют термин субуральский тип. Карел и ижору рассматривают также в составе беломоро-балтийского антропологического варианта. Как показали последние палеоантропологические исследования, базисные признаки, характерные для современных финно-угорских народов, складывались достаточно рано, ещё в эпоху раннего мезолита, примерно в X-VII тысячелетиях до н.э. Этот процесс шел параллельно развитию в других частях Евразии европеоидного и монголоидного расовых стволов. Представление о древнейших племенах Самарского Поволжья, которое входило в зону формирования вариантов уральской расы, дают реконструкции лица по черепу, выполненные отечественными специалистами М.М. Герасимовым, Л.Т. Яблонским и А.И. Нечвалодой.

-3

Сейчас установлено, что именно контакты между уралоидным и европеоидным населением определяли динамику развития антропологических комплексов в Поволжье и Приуралье на протяжении всей эпохи раннего голоцена. Лишь в конце эпохи бронзы и начале железного века (X в. до н.э.) на эти территории с востока проникают монголоидные группы, которые усиливают физическое разнообразие местных популяций.

В эпоху раннего железного века (VII в. до н.э. – IV в. н.э.) отдельные районы Среднего Поволжья (Самарская Лука) входят в зону распространения городецкой культуры, носители которой, по мнению ряда авторитетных исследователей, являются предками современных поволжских финнов. Городецкая керамика найдена на Самарской Луке на городищах Белая Гора, Каменная Коза, Лбище, Кармалы, Вислый Камень, Торновское, а также на селищах Новинки и Новый путь. Отличительной особенностью этой керамики являются отпечатки на её поверхности штампов, напоминающих отпечатки рогожи, мешковины или сетки [7].

В первые века н.э. финно-угорские племена покидают Самарскую Луку, которую начинают осваивать ранние славяне [3]. В VII – VIII веках эти земли заселяются болгарами [1;2;8]. И лишь в XIV веке сюда приходит мордовское население. Об этом свидетельствуют находки, сделанные при раскопках II Усинского грунтового могильника.

-4

Этот уникальный памятник был открыт в 1997 году во время проведенной одним из авторов настоящей публикации археологической разведки. Он располагался у северной окраины поселка Усинский Волжского района Самарской области. В 1988 году памятник исследовался самарским археологом И.Н. Васильевой. Было раскопано 20 захоронений, в которых были найдены вещи, широко распространённые в среде мордовских племён. Это пулокерь с обмоткой из ремешка, обвитого бронзовой проволочкой; серьги в виде знака вопроса; застежки-сюльгамы с широкими треугольными лопастями; железные пластинчатые браслеты; пастовые бусы с зигзагообразным орнаментом; железные топоры. Все эти находки указывают на дату могильника – XIII – XIV вв. [4]. Спецификой мордовских погребений того времени является различное положение мужчин (вытянуто на спине) и женщин (на правом боку в позе спящего человека).

Любопытно то, что в непосредственной близости от II Усинского могильника находился еще один грунтовый могильник этого же времени, принадлежащий, судя по всему, булгарскому мусульманскому населению. Это говорит о том, что булгары и мордва находились в добрососедских отношениях. Однако мирный симбиоз, впрочем, как и само их существование двух этих народов, на территории Самарского Поволжья прервался вторжением на эти земли в конце XIV века войск Тамерлана. На несколько веков эта земля пришла в запустение и вновь стала заселяться русскими и мордвой лишь с середины XVI века.

Археологическими экспедициями под руководством Г.И. Матвеевой в 1970 г. и Н.М. Малковой в 1996 г. на Самарской Луке проводились исследования I Шелехметского могильника XVIII века [6]. Интересно то, что найденные здесь женские украшения сопоставимы с женскими украшениями мордовских женщин, изображенных на гравюрах известного исследователя и путешественника Петра-Симона Палласа, посетившего Самарское Поволжье в 1770-х годах [10].

-5

На канале вы можете посмотреть видео о происхождении Мордвы (по версии археологов) и видео о Мордве Самарского края

Литература:

1. Багаутдинов Р.С., Богачев А.В., Зубов С.Э. Праболгары на Средней Волге (у истоков истории татар Волго-Камья). Самара. 1998.

2. Богачёв А.В. Кочевники лесостепного Поволжья V – VIII вв. Самара. 1998.

3. Богачёв А.В. Славяне, германцы, гунны, болгары на Средней Волге в I тыс. н.э.: историко-археологическое исследование. Саарбрюкен. 2011.

4. Васильева И.Н. II Усинский грунтовый могильник на Самарской Луке // Новое в средневековой археологии Евразии. Самара. 1993.

5. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) / Вступ. Статья, пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. СПб., 2000.

6. Малкова Н.М. Шелехметский I грунтовый могильник на Самарской Луке // Средневековье: Великое переселение народов (по материалам археологических памятников Самарской области): Научно-популярное издание / Отв. редактор А.В. Богачёв. Самара. 2013.

7. Матвеева Г.И. Поселения раннего железного века на Самарской Луке // Самарская Лука в древности. Самара. 1975.

8. Матвеева Г.И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. Самара. 1997.

9. Матвеева Г.И. Среднее Поволжье в IV – VII вв.: именьковская культура. Самара. 2004.

10. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. 1. Кн. 2. СПб. 1773.

11. Седов В.В. Этногеография Восточной Европы середины I тысячелетия н.э. по данным археологии и Иордана // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978.