#геостратегия
Индонезия с населением 280 млн. человек является четвертой в мире и самой многочисленной исламской страной, но говорить о серьезных перспективах в ближайшие десятилетия не приходится. Страна является одной из самых многонациональных (см. рис.), единая нация отсутствует, выделяют более 300 народов и народностей (на 7804 поименованных островов и около 10 тыс. безымянных), многие из которых ещё делятся на различные этнические группы и племена. О единстве речи не идёт, межэтнические и межконфессиональные конфликты возникают регулярно.
В качестве языка межнационального общения выступает индонезийский (малайский) – лингва франка региона, но родной для малой части. Практически все народы, за исключением папуасов на о. Новая Гвинея, говорят на родственных австронезийских (малайских) языках. Крупнейший народ – яванцы составляет около 42%, если считать наиболее близкие и родственные яванские народы, то можно условно довести численность до 65%, но не более.
С середины XX века государство активно стремилось сформировать политическую нацию на основе патриотизма, периодически устраивая / попуская геноциды по политическим (коммунисты) и этническим признакам (китайцы, переселенцы), но единое самосознание так и не появилось. В качестве основы можно было бы рассматривать ислам, как и пробовали, но отношение к религии неоднородно:
- ️крупнейшие народы о. Ява (яванцы, сунды, бентенцы и др.) и о. Сулавеси (бугисы, макассары и д.) являются мусульманами, но сохранили значительный пласт традиционных верований и индуистского наследия, вплоть до синкретизма и двоеверия;
- ️часть исламских народов отошли от традиционных верований, а некоторые даже стали ревностными мусульманами, требующими догматического следования от других (ачехцы, мадурцы), вплоть до сепаратизма;
- ️народы и народности, где присутствует религиозное разделение;
- ️немусульманские народы и народности – христианство (минахасцы, ниасы, папуасы и др.), индуизм (балийцы и др.) и анимизм (даяки).
Традиционное противопоставление суфизма (исламская мистическая традиция) и радикального ислама позволяло сдерживать последний, но в условиях грядущей социально-экономической катастрофы необходимо искать новые варианты. Для выживания стране необходим жесткий курс на сохранение национальных традиций и особенностей, жесткое ограничение любых проявлений не только радикального, но и догматического ислама, который не учитывает национальные традиции.
Попытки строительства общей идентичности на основе ислама приведут не только к конфликтам с немусульманским населением, но и утрате громадного пласта культуры и традиций крупнейших народов. Необходимо формирование «национального ислама», учитывающего традиции, особенно мистическую составляющую. В последние десятилетия в обществе усиливается влияние фундаменталистов и последователей догматического ислама, для которых любой отход от канона недопустим.
При высоком потенциале, Индонезия слишком бедная, разобщенная и слабая страна, население которой недостаточно пассионарно, чтобы в ближайшие 5-7 лет, в условиях жесткой борьбы и геополитических потрясений, претендовать на статус игрока в регионе. Внешние силы будут во всю использовать ситуацию для раскачки. Став полем битвы между Китаем и США, Индонезия рискует испытать на себе весь спектр сепаратизма, восстаний и гражданских войн, чтобы по итогу распасться на части…
И, да, отсутствие нации и имперского духа делает положение Индонезии неустойчивым, лишь отсутствие заинтересованных в её распаде позволяло жить последние десятилетия, но теперь центр мирового противостояния смещается в Индо-тихоокеанский регион…
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3401
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей