Найти тему
Старпер

По новым рельсам - к развитой меритократии

Ли Куан Ю, отец "сингапурского чуда". Фото из открытого доступа в интеренете.
Ли Куан Ю, отец "сингапурского чуда". Фото из открытого доступа в интеренете.

Скажем, есть такая диковинная страна Сингапур. В её зоопарке можно увидеть парад слонов. А есть страна Россия, где «куст ракиты над рекой». Долго рассказывать вам о Российской Федерации я не собираюсь: её флора вам знакома не хуже, чем мне, а насчет того, что в этой стране дают, вы ещё и поучить меня можете.

В Сингапуре произошло чудо. Чудо сингапурцам устроил Ли Куан Ю. В молодости он отучился в Англии, приехал оттуда груженный красными дипломами в областях права и экономики и прекрасными знаниями, а потом дома применил усвоенную науку на практике. Причем не слепо применил, а очень умно, приспосабливаясь к обстоятельствам и тонко чувствуя мировую конъюнктуру. Например, видит он, что бедна страна ископаемыми ресурсами – практически ничего такого в ней нет. Подобная грустная картина могла смутить кого угодно, но не Ли Куана Ю. Нет ископаемых? Зато Сингапур находится на перекрестии мировых торговых путей. И он поступил так же, как поступили бы вы, избери вас сингапурцы премьер-министром будущей страны-сказки. Понастроил он нефтеперерабатывающих заводов, заманил к себе финансовыми и прочими льготами поставщиков сырья, и те перестали проплывать мимо, начали целенаправленно заворачивать к нему. Стала страна крупным переработчиком нефти и поставщиком нефтепродуктов. Она бы и у вас стала, но вас в Сингапур не позвали. Наверное, потому, что не учились в Лондонской школе экономики и в Кембриджском университете, как довелось ему.

Заглядывая далеко вперед, гений экономических преобразований начал загодя развивать в стране производство электронных компонентов. Когда мир открыл ворота для интернета, Сингапур уже был авторитетной державой в мире электроники.

Путь Ли Куана Ю в роли руководителя Сингапура стартовал во времена доминирования в стране глубоких нищеты и коррупции. Впрочем, кумовство и взяточничество были характерны не только для этого государства. Так жило большинство стран Юго-Восточной Азии. Первым делом премьер-министр организовал действия правительства, направленные на борьбу с коррупцией. С нею было решено бороться, руководствуясь двумя принципами: неизбежностью наказания и равенством перед законом всех, независимо от национальности и положения в обществе. Ответственность за участие в коррупционных схемах несли все, в том числе высокопоставленные политики. В процессе искоренения коррупции в Сингапуре Ли Куан Ю отправил в тюрьму несколько министров, включая своих старых соратников.

Оценивая путь страны от нищеты к процветанию, самый успешный политик и экономист Азии указывал на следующее: «Если бы я должен был описать одним словом, почему Сингапур преуспел, то этим словом было бы «доверие». Именно доверие к нам позволило иностранным инвесторам основать свои фабрики и заводы в Сингапуре».

И ещё одно. Россиянину может показаться невероятным, но в этом государстве профессия учителя превратилась в чрезвычайно престижную, конкурс на должность учителя достигал десяти человек на место. Сегодня преподаватели считаются в стране привилегированным классом, а образовательную систему Сингапура называют одной из самых успешных в мире.

Однако далеко не каждому воспитанному не в Азии понравятся те методы, которыми в Сингапуре достигался нынешний успех. Все годы правления реформатора в Сингапуре процветала жестокая цензура в СМИ, а в системе уголовных наказаний применялись побои палками, огромные штрафы за большое число нарушений закона, который сам по себе был очень жестким.

Ли Куан Ю был последовательным сторонником принципа меритократии, т.е. «власти достойных». Сингапурец умер в 1990 году, а спустя тридцать с лишком лет у нас в стране начинают говорить, что неплохо бы и нам достигнуть процветания. И путь к успеху видят именно в меритократии. На днях, выступая на подведении итогов суперфинала пятого сезона конкурса «Лидеры России», об этом говорил гендиректор АНО «Россия — страна возможностей», ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров.

Для непосвященных: РАНХиГС при президенте России – это учебное заведение, которое часто называют «школой губернаторов» (регионов в РФ много, и одними бывшими охранниками Путина должности региональных руководителей не закроешь; да и других чиновничьих постов, например, министерских, в государстве немало). А Алексей Комиссаров – это человек, пришедший на смену отправленному в прошлом году в отставку Владимиру Мау, возглавлявшему вуз в течение 13 лет. Вся история с заменой ректора представляется достаточно мутной и запутанной, но в этом вам лучше разобраться в интернете самостоятельно. Раньше Комиссаров побывал (и продолжает быть сейчас, после перевыборов) и гендиректором организации "Россия - страна возможностей", созданной по инициативе Владимира Путина, и сопредседателем центрального штаба ОНФ (т.е. стал видным «фронтовиком» ещё до начала нынешних фронтовых дел).

И вот Алексей Комиссаров заявляет, что в России необходимо внедрять меритократию, которая «имеет ряд преимуществ перед демократией, хотя в целом ей и не противоречит». Ректор РАНХиГС призвал внедрять этот принцип в России, указав на «ограничения» в западной демократии.

При этом Конституция России запрещает установление обязательной или государственной идеологии и гарантирует идеологическое многообразие, многопартийность и равенство общественных объединений перед законом.

Согласно статье 1 Основного закона, Россия — это ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ (выделено мной. – Старпер) федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, а непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Так вот, я вижу это дело так, что мой многонациональный народ любую статью Конституции – да и вообще весь её текст в полном объеме – поменяет не задумываясь, стоит только Всерешающему сказать, что так надо. Посмотрим, когда ему это понадобится. Похоже на то, что игры с демократией, вензеля и фигуры типа «суверенной демократии» уходят в прошлое. Демократию решили отменить как явление. Или заменить. Да и то: что толку, что было написано на заборе крупными буквами «суверенная демократия». Народ тут же к этим словам начал разное приписывать и дописывать.

Очень всё это похоже на экзерсисы позднего советского времени вокруг понятия «социализм». Каким он только не был, но закончился «развитым». В «развитом» состоянии социализм и скончался благополучно и тихо.

Мне кажется, что косвенным свидетельством намечающихся перемен может служить тот факт, что из демонстрационного теста ЕГЭ по обществознанию убрали блок «Демократия». Об этом сообщила газета «Ведомости». Кроме «Демократии», убрали блоки «Гражданское общество и государство», «Международное право» и «Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба». Изменения коснутся и самого экзамена — это связано с тем, что в школах сократят курс обществознания и за счет высвободившихся часов увеличат курс истории. Какой истории, в какой редакции – это мы с вами прекрасно себе представляем. Уверен, что составители программы обязательно сверят часы с главным историком нашего времени. Что касается обществознания, то если раньше в период с шестого по девятый классы предмету было посвящено 136 часов, по новым нормам на него будет отводиться 34 часа, и вести предмет будут только в девятом классе.

Ну и в заключение. Не знаю, верит ли сам мотиватор Комиссаров в успех возвещаемого им начинания. Но я прекрасно представляю себе, как власти удастся удалить остатки демократии не только из школы, но и вообще из жизни. Я представляю себе возможность того, что они, следуя примеру Сингапура, закрутят последние гайки на СМИ. Я представляю, что они способны ввести наказания палками.

Всё это они способны и готовы сделать хоть сейчас (нет, лучше после выборов Путина в президенты).

Но я категорически не верю, что люди из нынешней власти что-то реальное сделают против небывало расцветшей в их правление коррупции. У нас своих не сдают и этим гордятся. А народ ругает преступников и уважает людей, их покрывающих. За то, что не сдают.

Я не верю, что закон перестанет у них быть послушным и легко управляемым дышлом. Наконец, я абсолютно не верю, что они сделают учителя уважаемым человеком. Всё более почитаемой с каждым разом и уважаемой фигурой продолжит оставаться у них человек с ружьем, дубинкой и наручниками.

И потом, есть ли в мире хоть одна страна, руководители которой безоговорочно доверяют нашим?

Поэтому я не верю, что в итоге из их суверенной меритократии получится хоть что-то дельное. Тот же Маркс был более головастым дядькой, чем нынешние. И на бумаге у него всё было гладко, а что получилось в приложении к нашей стране?

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2134 ДНЯ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"

.