Любое полученное знание требует приложения некоторых внутренних усилий, чтобы превратиться из простой формальной информации в глубинное понимание. И приходит оно далеко не сразу, а постепенно, как результат честной и добросовестной практики.
Вот, к примеру, практика випассаны. Само слово «випассана» означает «видеть вещи, как они есть в действительности». Казалось бы - смысл фразы вполне понятен, смотри непредвзято на реальность и всё увидишь и поймешь. Однако при переходе к практике внезапно оказывается, что не так-то уж это просто - ум упорно влезает в систему, как линза, искажающая реальную картинку, он навешивает ярлыки и определения, он дает оценки, делает выводы и рисует картинки будущего. Уму плохо в настоящем, реальном моменте - просто потому, что для чистого восприятия он не нужен.
И вот тут начинается практика, непростая, требующая осознанности и бдительности. Потому что в каждый момент времени необходимо удерживать часть внимания на работе ума. Ловить каждое его движение. И всякий раз, когда в голове возникает эмоционально окрашенная оценка с выводами на любое событие, прошлое, происходящее сейчас или предполагаемое в будущем - требуется приложение усилия для того, чтобы остановиться.
Остановиться - и переключиться с мыслей на восприятие. Сделать осознанное внутреннее движение, отодвинуть в сторону всё свое знание о прошлом, все свои картинки вероятного будущего, а вместе с ними все свои страхи и желания, все влечения и отвращения - и задать себе вопрос «А что я сейчас вижу?»
И просто смотреть, наблюдать реальность - не оценивая, не вовлекаясь в нее. Только факты - что сейчас приходит от моих органов чувств? Что я вижу, слышу, осязаю, обоняю, какой чувствую вкус? Замереть в этом моменте, уделить время ощущениям, стать непредвзятым наблюдателем.
И только тогда приходит понимание, целостное видение, не искаженное привычными шаблонами, предыдущим опытом и представлениями о себе и мире. Никаких фильтров и оптических обманов, никаких препятствий между реальностью и сознанием.
А дальше остается только один шаг - принять увиденное. И на этом моменте быть готовым опять встретить яростное сопротивление ума, его стремление исказить реальность, окрасить ее эмоциями, его отчаянное желание выскочить из настоящего момента.
Помните фразу из «Ночного дозора» - «Нет твоей власти надо мной, Завулон»? Что-то похожее и должен услышать наш ум. И не только услышать - наше сознание, наш беспристрастный внутренний наблюдатель не сливается с ним, он становится тихим зрителем всех этих умственных метаний, не вовлекаясь в них.
Вот тогда приходит ясность. Видение реальности во всей своей полноте, ее глубинное понимание. И становятся понятны и кристально прозрачны все причинно-следственные связи, а вместе с ними - все дороги, все пути, по которым можно двигаться. И это движение будет самым верным и чистым.
Согласитесь - это же прекрасно. Казалось бы, вот он, предельно понятный путь для достижения мировой гармонии. Но, возвращаясь к отправной точке - знание этого пути еще не означает понимания и умения применить.
Давайте взглянем на простой пример. Вы идете по улице и видите лежащего на лавке немолодого человека в средней опрятности одежде и не вполне в сознании. Какая мысль возникнет первой? Ну разумеется, самая близкая из имеющегося опыта - пьяный или обкуренный, вырубился. Мысль тут же окрасится эмоциональной реакцией, скорее всего негативной - ибо пьянству бой, приличные люди не упиваются и не лежат на лавках, и вообще мы сами не такие, мы-то граждане приличные. То есть подключатся и социальные шаблоны, и самоидентификация, эго влезает на пьедестал и демонстративно осуждает неподобающее поведение, не забыв подчеркнуть свой статус «приличного человека, не то что некоторые». На этом моменте большинство людей быстро пробегут мимо с недовольными лицами и забудут этот эпизод, как неприятный, или добавят его в копилку опыта, чтобы при случае достать как наглядный пример в беседах типа «что такое хорошо и что такое плохо».
А теперь попробуем отойти от этой шаблонной истории торжества ума и не дать ему главенствовать в процессе. Вы идете и видите ту же самую картинку. И в этот самый момент вы останавливаете весь мыслительный процесс, отодвигаете в сторону весь предыдущий опыт, всё свое знание о жизни, все привычные суждения - и наблюдаете. Перед вами на лавке лежит человек не в сознании. Но он не вызывает у вас никакого отвращения, потому что нет шаблонов, в которые вы вписываете увиденное. Почему человек лежит? Пока непонятно, но ситуация явно не выглядит здоровой. Вы подходите ближе, продолжая наблюдать. И, например, ощущаете запах алкоголя. Да, человек пьян, это факт. И, к примеру, вы также осознаете, что на улице очень холодно и это грозит здоровью или жизни лежащего. Вы достаете телефон, звоните по телефону экстренных служб и сообщаете, что на лавке замерзает пьяный человек.
Или другой вариант - вы подходите и не чувствуете запаха. Вы присматриваетесь и понимаете, что, возможно, человеку стало плохо - что-то с сердцем, падение сахара в крови, инсульт - вы не врач, но видите что-то подозрительное. Вы достаете телефон - и опять же звоните в экстренные службы.
И всю эту дорогу руководить вашими действиями будет внутренний наблюдатель, не связанный никакими привычными представлениями о действительности и не реагирующий негативно. Но именно это спокойное и чистое внимание может спасти человеческую жизнь, ибо оно свободно от спонтанных реакций и рука об руку с ним идут понимание и сострадание. Это тот самый правильный путь, который возможен из настоящего, из принятия реальности такой, какая она есть на самом деле.
И таких примеров можно привести бесчисленное множество - все события, все окружающие нас люди, все явления без исключения привычно обрабатываются нашим умом, на автомате формируются реакции и мы перестаем видеть факты в их чистом виде. И отсюда зачастую следуют удивление и недоумение, когда в один прекрасный момент реальность разрывает эти нарисованные картинки. «Я-то считал… а оказалось!…» А просто не надо «считать», не надо держать перед глазами фотографию летнего леса и по ней выбирать одежду для похода туда в январе, надо посмотреть в окно и уточнить показания градусника. Так же, как и встретив давшего школьного приятеля, не стоит видеть в нем того пацана в веснушках, с которым вы весело курили за углом школы и травили анекдоты двадцать лет назад. Надо отодвинуть все эти образы и посмотреть свежим взглядом. И увидеть человека таким, какой он есть здесь и сейчас, освободившись от прошлых представлений. Тогда ваша коммуникация будет здоровой, тогда ваши представления и действия не разобьются о реальность, потому что будут иметь устойчивую опору на нее.
Так теория ложится на практику, ибо без реализации любая теория пуста и бесплодна. Поэтому вывод прост - «практикуй и все придет». Тогда исчезнут из жизни неприятные «неожиданности» и неадекватные действия, ибо настоящий момент во всей своей полноте всегда будет перед глазами, принятый и понятый. Идеальная карта реальности и ясность пути.