Меч Аттилы, он же Меч Марса. Звучит гордо — какой завоеватель не отказался бы владеть оружием самого бога войны? «Сила, с коей Аттила владел Марсовым мечом, убедила мир, что для одной лишь его непобедимой руки тот предназначался» — с пафосом восклицает Эдуард Гиббон, британский историк XVIII века, рассказывая о знаменитом вожде гуннов, Биче Божьем и грозе христианского мира.
Впрочем Иордан, историк VI века, излагает историю «Меча Марса» не без сарказма:
«Хотя он [Аттила] по самой природе своей всегда отличался самонадеянностью, но она возросла в нем еще от находки Марсова меча, признававшегося священным у скифских царей. Историк Приск рассказывает, что меч этот был открыт при таком случае. Некий, пастух, говорит он, заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины ее ранения; озабоченный, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле. Тот обрадовался приношению и, будучи без того высокомерным, возомнил, что поставлен владыкою всего мира и что через Марсов меч ему даровано могущество в войнах».
Понятно, что вождя гуннов вряд ли бы интересовал меч римского бога войны. Здесь работает interpretatio romana, отождествление чужих божеств со своим пантеоном — так же как грек Геродот видел Ареса в боге скифов.
Но не пропадать же такой бесценной реликвии (даже если она, скорее всего, никогда не существовала)? И вот в XI веке меч вдруг чудесным образом обнаруживается. И внезапно оказывается связан с венгерской династией Арпадов.
Об этом сообщает хронист Ламберт Херсфельдский. Якобы меч был подарен герцогу Баварии Анастасией, матерью венгерского короля Шаламона (кстати, внука Ярослава Мудрого). Дальше он ходил по рукам разных немецких аристократов. Пока очередной счастливый владелец, Леопольд Мейерсбургский не упал на меч. Упал в буквальном смысле, свалившись со своего коня. И прямиком — на меч. Враги Леопольда утверждали, что это божья кара, а меч просто оказался в нужное время в нужном месте.
А при чем же тут Венгрия? Гунн Аттила — важнейший персонаж для венгерского национального мифа и особенно династии Арпадов. Уже в «Деяниях венгров» (Gesta Hungarorum, около 1200) анонимный автор назвал Аттилу родоначальником венгерских королей. Ведь почетно иметь среди предков великого завоевателя, еще и владевшего мечом Марса. Правда, в венгерской традиции этот символ власти стал просто «мечом Бога», Isten kardja.
Сейчас «меч Аттилы» находится в венском Музее истории искусств как часть сокровищницы Габсбургов. На самом деле он, видимо, был создан в начале X века, и это оружие кочевника-мадьяра. Точное его происхождение неизвестно, но биография у этого предмета богатая. Какое-то время он еще и считался Жуайез (фр. Joyeuse, Радостный), легендарным мечом императора Карла Великого.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM