Найти тему
Добрый Псих

Почему подростки бунтуют или О кризисе подросткового возраста простыми словами

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ БУНТУЮТ или О КРИЗИСЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ

Как думаете, дорогие мамы, что происходит с нашими детьми, когда они входят в подростковый возраст? В чем причина столь разительных перемен в их поведении? Почему они хамят родителям, забрасывают учебу, конфликтуют с учителями, бесконечно «тусуются» со сверстниками – как в реале, так и в соцсетях? В чем вообще причина бунта подросткового возрасте?

Но вначале задам Вам вопрос, так сказать, «на засыпку»:

- Каков в Вашем понимании «нормальный» кризис, бунт подросткового возраста? Что из его проявлений, по Вашему, укладывается в «рамки», а что выходит за пределы «нормы»?

Если Вы честно ответите сами себе на этот вопрос, то ответ будет таков: «Нормальный» кризис и бунт подросткового возраста ДЛЯ РОДИТЕЛЯ – это отсутствие всякого кризиса и бунта.

Да-да, уважаемые мамы, желательный вариант подросткового кризиса для нас с вами – это когда никакого кризиса нет. Наше чадо как было послушным маленьким ангелочком, так им и осталось. Наша мечта – чтобы ребенок тихо рос и не создавал нам никаких проблем.

А вот в реальности все не так. Подрастая, наше чадо в какой-то момент начинает бунтовать всеми силами против нашего родительского контроля и опеки. Он нас «в грош не ставит», грубит по поводу и без, ниспровергает наш «святой» материнский авторитет (а заодно и авторитет учителей, да и всех остальных взрослых) – и устремляется в свою подростковую среду, где ему вполне комфортно, где его принимают со всеми его «закидонами», где, по существу, собрались такие же бунтари, как и он сам.

Только не надо кивать на «идеального» ребенка Вашей подруги, который не поднимает головы от учебников и во всем слушается маму-папу. Не надо возражать, что вот, мол, «я сама в этом возрасте была пай-девочкой, и у родителей не было со мной никаких проблем». Я слышу это от своих клиенток почти на каждой консультации. Но все эти сетования и сравнения ни на шаг не приближают нас к решению проблемы: а что нам делать с нашим собственным, «вышедшим за всякие рамки» маленьким бунтарем?

Поэтому поначалу предлагаю разобраться: а в чем вообще суть подросткового бунта? ПОЧЕМУ БУНТУЮТ ПОДРОСТКИ? В чем причина этого столь тяжелого и для них, и для нас кризиса?

- В тлетворном влиянии гаджетов? - Нет, кризис подросткового возраста существовал и до появление мобильных телефонов-компьютеров-интернета.

- В бушующих гормонах? Или, выражаясь более строгим языком, в половом созревании? -Снова нет. Например, в крестьянской среде, где «однажды в студеную зимнюю пору» дети лет с ранних лет трудились наравне со взрослыми, половое созревание было, а кризиса подросткового возраста не было. В городской среде той же эпохи, когда подростки, как М.Горький, шли «в люди» или на фабрику – тоже не было никакого кризиса, хотя гормоны и бушевали.

- Ага, - скажете Вы, все ясно: причина кризиса – в том, что нашим детям нечем заняться, они не пашут на работе, а валяются на диване с телефоном в руке. Вот бы маме помочь по хозяйству… - И опять – нет! Причина даже не в безделье.

- Ну, а в чем же тогда причина?! – спросите Вы.

Попробую ответить на этот вопрос так же просто, как рассказывала самим подросткам, ученикам 5-9 классов, когда меня, старого школьного психолога, приглашали на классные часы. Я спрашивала ребят:

- Как вы думаете, вы большие или маленькие? Посмотрите, что делаем мы, взрослые. Когда нужно вынести мусор, мы говорим Вам: «Ты уже БОЛЬШОЙ». А когда Вы высказываете свое мнение или вмешиваетесь во взрослые разговоры, мы говорим: «Ты еще МАЛЕНЬКИЙ! То есть, мы, по сути, сами не знаем – большие Вы или маленькие. И не только мы, но и вы сами не знаете, какие же вы – большие или маленькие. Вот вы и пытаетесь доказать нам постоянно, что вы уже взрослые.

- Например, мама говорит вам: «Надень шапку». А вы: «Не надену». Ни один взрослый так не поступит. Если мне сейчас объявят по школьному радио: «Елена Юрьевна, зайдите к директору», - я никогда не скажу: «Не пойду». Вы перечите нам, чтобы доказать, что вы уже большие. И электронные сигареты курите, и пиво тайком пробуете – именно чтобы доказать, что вы «взрослые».

- Но взрослый человек никому не доказывает, что он взрослый. Вот ведь я не доказываю вам, что я взрослая. Так же, как сильный человек никому не доказывает, что он сильный, а умный – что он умен. А почему вы это делаете? Потому что сами в этом не уверены!

Проблема в том, ребята, что в глубине души вы себя по-прежнему считаете МАЛЕНЬКИМИ.

И знаете, подростки слушают все это с огромным интересом. И никто не спорит, не возражает. Напротив, просят рассказать еще. И Вам, дорогие мои читатели, я сейчас все расскажу, только перейду уже на более взрослый язык. Все-таки мы-то с вами, уж точно, не маленькие)))

Кризис подросткового возраста – очень недавнее в историческом плане явление. И возник он на достаточно высоком уровне развития цивилизации, научно-технического прогресса. (В примитивных обществах, живущих на уровне первобытной общины, а также в феодальных и полуфеодальных обществах его до сих пор нет). Строго говоря, кризис подросткового возраста возник где-то в ХХ веке, да и то не по всему миру.

У наших далеких (и не очень далеких) предков возраст полового созревания (подростковый возраст) совпадал обычно с, так сказать, социальной взрослостью. Вспомним т.наз. обряд инициации у диких племен. Или тот факт, что крестьянских детей в России вплоть до 19-начала 20 века часто женили в возрасте 12-16 лет. И не только крестьян: отец писателя В.Г.Короленко (все мы читали в школе его книгу «Дети подземелья») женился на его матери, когда той было… 14 лет. Из-за чего впоследствии их брак хотели признать недействительным, поскольку в дворянском обществе выдавать девочку замуж можно было лишь с… 16!

Вы полагаете, что эти подростки кому-то доказывали, что они взрослые? Бунтовали против взрослых? Нет, ибо они уже и были взрослыми в социальном понимании. (Только не подумайте, бога ради, что автор статьи – за столь ранние браки!) Не было в те времена никакого подросткового бунта – вот уж так исторически сложилось.

Согласно швейцарскому детскому психологу Ж.Пиаже (а в западной детской психологии это примерно такой же «зубр», как З.Фрейд – во взрослой), к 14 годам подросток способен выполнять всю ту же ФИЗИЧЕСКУЮ работу, что и взрослый, причем не хуже взрослого. А какая работа была нужна в крестьянской среде 19 века? Только физическая. Мальчик мог уже пахать и сеять, косить, рубить дрова, запрягать лошадь и так далее. Девочка – готовить, шить, убирать дом, участвовать в «страде деревенской» (цитирую Н.Некрасова). Да и на фабриках той эпохи подростки 14-16 лет уже могли выполнять ту же работу, что матери и отцы.

Но прогресс шел вперед. Появились и стремительно развились технологии, которые недоступны ребенку и подростку. Нужно было строить самолеты, ракеты, электростанции, высотные дома, создавать высокоразвитые компьютерные технологии и так далее. И даже физическая работа в современном мире уже требует достаточно высокой квалификации. А для этого нужно УЧИТЬСЯ – и учиться долго. Как следствие, школьное обучение в развитых странах потребовало 10-12 лет, а для многих профессий нужно еще и высшее образование. И что мы получили? Детство наших сыновей и дочерей ВЫНУЖДЕННО растянулось на долгие годы. И вот детинушки ростом на голову выше своих родителей и учителей сейчас сидят за партами в той же самой школе, где и малышня. Иначе они просто не смогут освоить современные профессии.

Вот и приходится им ДОКАЗЫВАТЬ нам, что они уже БОЛЬШИЕ. Для нас-то они – всего лишь школьники, дети. Они противопоставляются нам именно потому, что мы не принимаем их как взрослых. А мы просто не можем их так воспринимать: ведь их СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – школьники, то есть ДЕТИ.

Ну, а поскольку взрослый социум не принимает их на равных, подростки уходят в свой собственный социум. Где у всех – примерно те же проблемы, где все бунтуют и противопоставляются «тупым предкам». В общем, раз меня не принимает взрослый социум, уйду в другой, где меня принимают.

Вот это и есть настоящая причина КРИЗИСА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Причем открыла ее не я в этой своей статье, - она описана в отечественной детской психологии – только не в популярной, а в научной. Я просто изложила простыми словами.

И вот что интересно. Во время Великой Отечественной войны (а это технически развитый ХХ век!), когда подростки наравне со взрослыми стояли по две-три смены у станка, делая снаряды и танковую броню, кризиса подросткового возраста НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ. В социальном смысле они были ВЗРОСЛЫМИ. Они трудились как взрослые, а некоторые и воевали вполне как взрослые, рядом с отцами и старшими братьями.

В своей практике я встречала немало примеров, когда подростки по тем или иным причинам шли работать с 14-16 лет. Никакого кризиса у них также не наблюдалось: они не хамили родителям, не конфликтовали с учителями, не бунтовали против взрослого мира. Потому что они были уже частью этого взрослого мира.

Лучший друг моих детей, тот самый Гагик, о котором я писала в одной из своих публикаций (см. «Чрезвычайная ситуация в нашей семье»), имея вполне благополучную, обеспеченную семью, начал работать с 14 лет. Полностью обеспечивает себя сам: зарабатывает на обувь, одежду, прогулки, развлечения. Очень много помогает отцу в домашней «мужской работе». В свои нынешние семнадцать, учась (и хорошо учась!) в 11 классе, он мыслит и ведет себя, по моей оценке, примерно на уровне 22-23-летнего молодого человека. Собирается поступать в ВУЗ (сам зарабатывает на репетиторов!) и продолжать работать. При этом имеет массу друзей, отнюдь не аскет, обожает дорогие гаджеты (правда, зарабатывает на них себе сам – заметьте, это очень важно). Но это, по сути, ВЗРОСЛЫЙ человек.

Скажете, какой-то редкий, почти идеальный персонаж? Нет, я тоже родилась в обеспеченной семье, но работала с 16 лет и была при этом круглой отличницей в школе. Это вполне реально. И знаю других людей, пошедших тем же путем. На мой вопрос, почему он пошел работать, Гагик ответил: «Надоело затянувшееся детство». Примерно такая же мотивация была и у меня, я его вполне понимаю.

Более того - приготовьтесь - сейчас будет весьма парадоксальная мысль: это и было проявлением кризиса подросткового возраста и у Гагика, и у меня, и у других людей тоже! САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ БУНТ ПРОТИВ ПОЛОЖЕНИЯ РЕБЕНКА. И этот бунт, в отличие от выкрашенных в красный цвет волос, электронных сигарет и пререканий с родителями, сразу ДОСТИГАЛ СВОЕЙ ЦЕЛИ – человек становится взрослым, его принимают как взрослого.

Уверена, что среди Вас, мои дорогие читатели, тоже немало тех, кто пошел работать довольно рано, до своего совершеннолетия. И рано ПОВЗРОСЛЕЛ.

Так что же, спросите Вы, отправить наших любимых-дорогих-обожаемых чад на работу? Да нет, не обязательно. Однажды – в 18/20/22 – они вольются во взрослый социум и повзрослеют сами.

Я ставила совсем другую задачу – объяснить суть подросткового кризиса. И очень надеюсь, что сумела, как обещала, это сделать простыми словами.

Кто хочет обсудить проблемы подросткового возраста своего ребенка, приглашаю на консультацию. Пишите в Ватсапп +79687465967: «ХОЧУ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ»

Елена Бекетова, канд.психол.наук, школьный психолог, усыновитель и приемный родитель шестерых подростков