История местечка с поэтическим названием Дирфилд - "Оленье Поле" началась в 1665 году с покупки английскими колонистами 8000 акров (32,3 кв. км) у индейцев покумтук, которые жили на берегах одноименного притока реки Коннектикут. Сохранившиеся документы показывают, что, несмотря на потерю права собственности, индейцам разрешалось охотиться и собирать лесные дары на проданных угодьях.
Однако, сама сделка была заключена в сложное для покумтуков время, когда они сильно пострадали от набегов ирокезов в 1664-1665 годах, и нуждались в средствах к существованию, в т.ч. оружию и инструментам бледнолицых, а по догадкам историков еще и покупке бусин вампума, из которых предполагалось сплести 100 поясов, чтобы вручить их ирокезам в качестве своеобразной дани и заключить мир.
Внешняя законность сделки и жизненная необходимость в рессурсах не могли стереть скорбь и горечь из голов покумтуков, которые видели, как англичане ходят по могилам их предков, сводят леса, распахивают поля и убивают их дичь. Поэтому неудивительно, что как только в 1675 году среди индейских племен Новой Англии вспыхнуло восстание, покумтуки жаждали окрасить свои томагавки кровью англичан.
Серия успешных нападений покумтуков в сентябре 1675 года завершилась бойней на Кровавом Потоке, когда индейцы вырезали на марше 60 ополченцев, вздумавших освежиться у прохладного ручья и подкрепиться диким виноградом. В тот день в Дирфилд не вернулись все 17 мужчин, вступивших в ополчение от их деревни, 8 женщин стали вдовами, а 26 детей сиротами. На следующий год англичане сделали ответный ход и уничтожили деревню покумтуков Пескеомпскут, где было убито от 200 до 300 человек, что стало началом забвения этого племени.
Беженцы-покумтуки нашли прибежище в Канаде у французов, которые организовали христианские миссии - Сен-Франсуа и Беканкур, куда дальновидно принимали всех аборигенов, бежавших с границы английских колоний. В этом плавильном котле индейских наций Новой Англии покумтуки переженились с осколками других алгонкиноговорящих племен, и прежде всего с абенаками, чьим именем в конце коцов и стали называться. Однако, на протяжении еще нескольких десятилетий покумтуки не забыли откуда они пришли,кто их оттуда выгнал, и возвращались при каждой удобной возможности, и как правило с недобрыми намерениями.
Первый раз покумтуки вернулись во время первой Войны с французами и индейцами (1689-1699), но отметились лишь несколькими убийствами и похищениями колонистов, когда те работали полях. Зато их второе посещение Дирфилда прогремело по всем английским колониям и вошло во все американские учебники истории.
В 1701 году Англия и Франция оказались по разные стороны в споре за наследство бездетного испанского короля. Вооруженный конфликт двух держав закономерно распространился с европейского театра боевых действий на их американские колонии. Французов в Канаде была горстка, но была выстроена четкая вертикаль военно-административной власти. Англичан в Америке было в разы больше, но все они были разобщены, по сути против французов воевали только те колонии, которые граничили с Канадой, т.е. Нью-Йорк и пограничные колонии Новой Англии.
Французский губернатор Канады де Водрей решил воспользоваться проверенной на прошлой войне тактикой малых рейдовых групп и террора слабозащищенных приграничных селений английских колоний. Вторжение в долину реки Коннектикут было намечено еще в 1702 году, но слухи об английской морской экспедиции против Канады отсрочили эти планы. Летом следующего года де Водрей направил почти все мобильные силы Новой Франции для нанесения предупреждающего удара против приморских поселений Новой Англии на северо-восточном побережье Мэна.
Пока 500 французов и индейцев опустошали Мэн, жители лесной границы с Канадой жили ,как на вулкане, в ожидании чего-то подобного, так со всех сторон шли вести, что вот-вот и севера в английские пределы ворвется орда краснокожих диких воинов. В 1703 году в Дирфилде проживало около 300 человек, и все они были разбросаны по разным фермам и плантациям в радиусе нескольких миль. Для их защиты на церковном холме был выстроен форт, а кроме того частоколом был защищен дом капитана Уэллса (командира местного ополчения) стоявший в 200 метрах от форта.
Постоянные индейские тревоги не давали “скучать” добрым жителям Дирфилда и местный пастор, преподобный Джон Уильямс, жаловался их от имени губернатору Массасачусетса Дадли:
Нас выгнали из наших домов и усадеб в форт, где всего 10 домов, некоторым пришлось идти милю, а кое-кому и две, и мы понесли большие убытки. Несколько раз во время тревог все жители поселка заперлись в форте и были лишены возможности заниматься каким-либо делом, наши дети 12-13 лет и младше боялись выходить на улицу, опасаясь врагов….Мы вынуждены тесниться все вместе в нескольких домах, и не можем заниматься ни домашними, ни хозяйственными делами, … кое-кто говорит, что охотно бы бросил, все что нажил, и ушел, если бы это не было актом неповиновения властям и не повергло в уныние их братьев. Трудности жизни на границе в таком удаленном месте, как наше, скорее можно узнать на собственном опыте, чем понять на расстоянии.
Время шло, а вторжение так и не произошло. Зима сменила осень, и укрыла землю глубокими снегами, которые, как казалось жителям Дирфилда, надежно защитили их от кровожадных индейцев и богопротивных французов. Однако, в 300 км севернее Дирфилда, во французском форте Шамбли собиралась компания из французов и индейцев, которые должны были показать беспечным англичанам, что от воинов Его Христианнейшего Величества нет спасения ни зимой ни летом.
Всего собралось 48 французов и около 250 индейцев, в основном абенаки, но были среди них и гуроны и окатоличенные ирокезы, и ,конечно, бывшие хозяева Дирфилда покумтуки. Рейд возглавил лейтенант морской пехоты Жан-Батист Эртель де Рувиль (1668-1722), коренной канадец, знаток партизанской войны, «офицер большой храбрости, но в высшей степени жестокий и мстительный», как его охарактеризовал американский историк XIX века Ансель Фелпс.
Рейдеры выдвинулись в путь в конце января 1704 года и в конце февраля достигли ближайших окрестностей Дирфилда. Время похода было выбрано не случайно, т.к. в конце канадской зимы снег перестает быть рыхлым и на его поверхности образуется крепкий наст, по которому удобно идти на снегоступах. Отряд де Рувиля сложил свои тяжелые вещи в 50 км к северу от Дирфилда, а вечером 28 февраля его передовые дозоры уже наблюдали за поведением англичан в деревне.
К слову, колонисты были предупреждены, что французы готовят какую-то каверзу на границе, и хотя эти сведения были отрывочны и неточны, большинство жителей Дирфилда предпочли перестраховаться и ходили ночевать в форт, а на стенах были выставлены часовые. Эти приготовления не укрылись от глаз вражеских наблюдателей, но, что было более всего важно, они заметили роковую небрежность англичан. Колонисты не отгребали снег от стен форта, и с северной стороны образовался такой сугроб, что скрывал верхушки частокола.
29 февраля 1704 года, незадолго до рассвета, люди де Рувиля бесшумно подкрались к форту. несколько индейцев быстро перемахнули через стену и открыли северные ворота для своих товарищей по оружию. Начался грабеж и разбой, но здесь уже сплоховали французы с индейцами. Вместо того, чтобы рассредоточиться по форту и атаковать все дома одновременно, они стали делать это переходя от одного здания к другому. Это дало возможность обитателям двух домов схватиться за оружие и отбивать атаки, пока налетчики не ушли.
Однако, это была такая малость, которой не под силу было подсластить горькую пилюлю от поражения. форт Дирфилда пылал, горели окрестные фермы, на снегу распростерлись окровавленные тела 44 колонистов (10 мужчин, 9 женщин и 25 детей), а еще 112 человек всех полов и возрастов гнали пинками в плен на север. Подоспевшее подкрепление из окрестных ферм и поселков успело увидеть хвост уходящей вражеской колонны, и даже пустилось в погоню, но индейцы устроили засаду и счет от мясника англичан пополнился еще 9 трупами.
Дальнейшие события можно описать словами пирата Сильвера из “Острове Сокровищ” Стивенсона:
… и живые позавидуют мертвым.
Французы и индейцы резонно опасались погони и “рвали в когти” в Канаду, заставляя пленников двигаться вперед на пределе сил, тех, кто “сходил с трассы”, “лечили” по голове томагавком. Полуодетые, замерзшие, голодные, англичане своими телами обозначили пунктир маршрута от Дирфилда до Шамбли, до куда отряд де Рувиля добрался только 15 апреля.
Преподобный Джон Уильямс, который позже был выкуплен и вернулся из Квебека в 1706 году, написал подробный отчет об этом скорбном марше и о своих личных потерях. Одной из первых жертв усталости стала его супруга Юнис, которой раскроили голову томагавком, когда она споткнулась и без сил лежала на снегу. Помимо супруги, Уильямс лишился двух детей, убитых в ходе налета, а также негритянки-рабыни. Второй его раб по имени Фрэнк, оказался в числе 20 несчастливцев, которые не выдюжили долгого пути на север.
Оказавшись в Канаде, многие пленники, были распределены по индейским общинам, особенно это касалось юношей и подростков. Сообщается, что когда начались переговоры о выкупе или обмене пленников, то 36 англичан предпочли остаться жить у своих похитителей.Среди тех, кто остался, была дочь Уильямса, которую также звали Юнис. Остальные в течение нескольких лет вернулись домой.
В конце войны (1713 год) жители Дирфилда стали постепенно возвращаться в поселок и занвоо отстраивать дома. За этой войной последовали 9 лет затишья на границе, во время которых поселение расцвело с новой силой, приросло людьми и укрепилось. Война с абенаки 1722-1725 годов почти не затронула Дирфилд, а все дальнейшие конфликты с французами и индейцами происходили дальше на север, пока совсем не прекратились в 1759 году, когда было зафиксировано последнее нападение индейцев на колонистов Массачусетса.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.