Это невозможно )
Хорошее образование (что среднее, что высшее), несмотря на неуклонную потерю целеполагания, явно катится к статусу «не для всех». Хорошую бесплатную школу найти всё труднее, в хороший (это там, где пытаются чему-то научить) вуз на бюджет попасть всё сложнее – и общий ценник на образование детей неизбежно растет.
Если так сильно повезло, что деть отлично учился все годы, к тому же и школа у него непростая, то тут есть, конечно, варианты, как не остаться после подготовки к экзаменам без штанов. Но уже с четверочных показателей шансы подготовиться в сильный вуз самостоятельно или в школе и по русскому, и по профильным предметам сильно снижаются. Иногда до минусовых показателей.
Конечно, лучший способ, проверенный еще в античности, обучаться чему-то – это личное общение с преподавателем. Всегда можно найти недорогого талантливого студента, который будет приезжать к ученику (рекомендую, несмотря на ни что, профи – всё-таки сайт модерируется. Но сарафанное радио, разумеется, вне конкуренции). Иногда такой способ обучения не только экономит деньги, но и является более эффективным, даже по сравнению с онлайн-занятием с опытным преподавателем – большинство современных подростков учиться удаленно не могут.
- Бывает, конечно, что родителю хочется преподавателя не подешевле, а подороже. Несмотря на то что репетитор-профессионал не может стоить дешево, есть всё-таки разумный потолок, выше которого уже включаются бессмысленные понты. За подготовку к ЕГЭ по русскому, имхо, потолок – 6-7 тыс за академическое занятие, это мы говорим о старших экспертах ЕГЭ или преподавателях МГУ. Выше просто не за что платить, всё-таки это базовый экзамен. Хотя, конечно, если родитель хочет платить больше (меньше ему чувство собственного достоинства не позволяет), то кто ж ему откажет. Тут не могу не вспомнить историю с одним доктором-остеопатом, с которым я познакомилась на каком-то семинаре – он вёл у нас секцию. Безусловно, профессионал, запись за несколько месяцев, цена высоковата, но для среднего достатка доступна. Через несколько лет я к чему-то о нём вспомнила и решила проверить, как и где он принимает, и нашла его в Ин-ме. Выяснилось, что талантливый во всех отношениях доктор набрёл на большое стадо курочек, несущих золотые яйца, – болезненно богатых беременных дамочек, которые, видимо, детей вынашивали каким-то неведомым медицине, причудливым образом, и им требовалось мегаэксклюзивное супертоплакшерри сопровождение. Доктор тему быстро просёк и начал ощипывать курочек в 700 тыс рублей за 20-минутный сеанс (да-да, нолики правильные). Это было лет 6 назад, может, он уже и полтора миллиона берёт – если ему с радостью и гордостью платят, чего ж не брать? С репетиторами это тоже нередкая история, некоторые берут до 25 тыс. за занятие (не дви, не олимпиада первого уровня – надо, что называется, себя поставить). Может, такие репетиторы и совершат чудо, но, может, и нет, поэтому лучше сэкономить, ей-богу, и взять за среднюю цену крепкого профессионала.
Вот не знаю, для кого я это написала. Миллионеры, вы читаете Дзен? Раз благодаря мне вы сэкономили несколько десятков тысяч рублей, вот мой Яндекс-кошелёк!
Рынок порешал
Самый, по сути, дешёвый (но далеко не бесплатный) способ подготовиться к экзамену – это группы от «частников», причём, как правило, они проводятся онлайн. Это такая классно-урочная система Я.А. Коменского образца XXI века. Как в XVII веке встал вопрос о том, как побыстрее и подешевле научить как можно большее количество детей, так и сегодня встал вопрос, как побыстрее заработать побольше денежек, не вставая из-за стола одновременно подготовить к ЕГЭ по русскому двести человек, не отличающих причастие от пестика.
В таком формате чему-то может научиться только ученик, который и так всё знает. Всем остальным удалённо в группе заниматься практически бесполезно, поэтому на круг выходят просто выброшенные деньги. Я уже молчу про удалённые группы больше 4 человек, которые подключаются к онлайн-уроку, но учитель детей не видит, а просто получает реакции на сказанное. Если у ребенка всегда была пятёрка по предмету, еще можно рискнуть, но в остальных случаях это просто прямая дорога к тому, что за несколько месяцев до конца года выяснится, что подготовка сгорела, время не вернёшь, а на кону результат экзамена, и хорошо, если не погибающее поступление в вуз.
Причём, надо понимать, что рыночек хитрый, он предлагает то, что люди просят. Оценить адекватность содержания подготовки родителю не всегда возможно, но обязательно, прямо обязательно, должна быть дружеская атмосфера на занятии, ребенку должно быть интересно, комфортно, преподаватель не должен давить – и так далее. Ну так это молодыми преподавателями и ставится во главу угла, а к концу года выясняется, что комфортная обстановка на занятии была, заниматься всем было легко и приятно, никто не давил авторитетом и никто не слышал в свой адрес жестокие, но справедливые слова – а вы что-то ещё хотели?
- И тут я не могу не рассказать о показательной во всех отношениях истории, произошедшей буквально на днях. Был у меня в прошлом году ученик Максим. Замечательный ребенок с тройкой по русскому, плавно переходящей в двойку. Старался он изо всех сил, но аналитическое мышление слабоватое, поэтому трудности были. Но мы поставили цель в следующем году (то есть в этом) вытянуть ОГЭ на четверку – собственно, это не так уж и сложно. Простились мы с Максимкой в конце июня до августа, а в августе он не объявился. Я даже немного удивилась, но ладно, думаю, нет так нет – мало ли что могло поменяться. Ну так мама написала мне на прошлой неделе, и выяснилось, что она решила пожалеть Максимку, поэтому, чтобы он не ездил после уроков ко мне, она отдала его к хорошей девочке (это не точно) на подготовку к ОГЭ в группе в режиме онлайн-вебинара. К концу февраля мама поняла, что это была очень и очень плохая идея. Я позже ноября на ОГЭ не беру, но тут я, конечно, не могла отказать и, когда изучила тетрадь Максима по «подготовке», чуть не заплакала второй раз в жизни. Это был такой лютейший треш, что я сразу сказала и маме, и детю, что четвёрку мы, скорее всего, вытянуть не успеем. Мало того – Максим весело (нет) сказал, что во многих случаях просто не успевал записывать за учительницей. И что происходило в принципе на занятии, тоже не всегда понимал (с атмосферой был полный порядок, эт да) .
Это вообще типичная картина маслом: слабые дети в подавляющем большинстве случаев просто не успевают в группе (онлайн, Карл!) разобраться, что к чему, никогда не задают вопросов (способность формулировать вопросы вообще признак развитого мышления) и никогда, практически никогда не показывают, что чего-то не поняли. И как группу ни собирай «по результатам тестирования», дети в ней всё равно будут «расслаиваться» по знаниям и уровню развития познавательных процессов, и не бросить в непонятках тех, кто послабее, и не дать заскучать тем, кто посильнее, – это очень серьезная педагогическая задача. Как её решить онлайн, я вообще плохо представляю. Как её решают хорошие девочки, которые, имея пусть даже отличные школьные знания, готовят к экзаменам и по математике, и по русскому, и по обществознанию одновременно, – это загадка природы почище танцующего леса на Куршской косе.
Некоторым компромиссом может быть группа офлайн не больше 4-6 человек с хорошей девочкой, получающей профильное образование и преподающей только один предмет – опять же, профильный. Если же у детя по предмету слабая тройка и ниже, группа, имхо, вообще бесполезна, даже офлайн - если только нет желания просто сдать экзамен лишь бы как-нибудь.
… Моя тётка в силу некоторых обстоятельств в конце 90х несколько лет прожила в Польше и привезла оттуда массу смешных историй. Например, о том, что поляки, как родился ребенок, сразу начинали откладывать деньги на его похороны, потому что эта печальная процедура была ну запредельно дорогой, и времени терять было нельзя (может, и до сих пор так). Мы постепенно движемся к ситуации, когда то же самое придётся делать – откладывать денежку – для подготовки народившегося младенца к ЕГЭ и вузу. Ну или он должен будет учиться, как не в себя, чтобы родители могли есть три раза в день, когда придёт время подготовки к экзаменам. Конкуренция обостряется, и легче точно не станет – мы явно движемся к элитарности качественного образования, и дёшево подготовиться в нормальный вуз скоро совсем станет невозможно.
Не мы такие, жизнь такая…