Дама очень умная – профессор философии и доктор наук. Всю жизнь положила на алтарь науки, но состарилась: ни ребенка, ни котенка. Некогда было семью заводить.
Когда-то совершила, можно сказать, настоящий подвиг. Покинула родной поселок и уехала в большой университетский город.
И полетели годы неустанного труда: училась, училась и училась. Потом своя научная школа, и свои авторские учебники и пособия.
Заработала однокомнатную квартиру – у стен книжные шкафы. На столе сначала стояла пишущая машинка, потом персональный компьютер.
С утра до вечера на кафедре, часто ездила на конференции, во многих странах была.
А дома, в поселке, осталась младшая сестра. После школы работать стала, потом раннее замужество.
Народились детушки – многодетная мать. Большое хозяйство у младшей сестры: огород и теплицы, ягодные кусты. Есть и домашние животные, чтобы было мясо и молоко. Во дворе куры гуляют, на цепи черная собака – хозяйство охраняет.
Муж трудолюбивый, много трудится и порядочно зарабатывает.
Всегда куча дел с утра до вечера – посидеть некогда. А дети хорошие помощники. В семье мир да лад.
Сестры редко встречались: обеим некогда. Одна с головой в своей философии, а другая суетится по хозяйству. Так – перезванивались иногда.
За долгую жизнь пару раз приезжала ученая сестра в поселок.
Своих детей нет, зато племянникам помогла. Четыре парня и две девочки.
Двое племянников высшее образование получили, и одна племянница.
Всем умная тетка помогла: и с учебой, и с жильем.
Между тем – возраст подошел. Шестьдесят ученой даме. Но это самый расцвет: полно сил и много научных планов. Руководит кафедрой, аспирантов к защите готовит.
Вот и семьдесят, а с поста уходить не собирается, потому что нужно с молодежью опытом делиться. А молодежь на пятки наступает. Одна молодая женщина на кафедре докторскую диссертацию защитила, ей бы в руки руководство кафедрой. Но старая гвардия сдаваться не собирается: не на таких напали.
Иногда здоровье подводило, и приходилось не выходить на работу. И много лекций тоже читать тяжко, потому что ноги болят.
И вызвал заведующую кафедрой молодой ректор, сказал: «Вы вошли в историю нашего университета, очень вам благодарны. Ваш опыт и знания не пропадут, предлагаем стать профессором-консультантом, а руководство передадим молодым силам».
Это не предложение, а приказ. С приказами, как известно, спорить бесполезно. Вечером дома горько плакала ученая женщина, потому что карьера закончилась, нет дороги дальше. Профессор-консультант – никто, и нет у него решающего голоса. Почетная отставка.
После ухода неделю пожилая женщина плакала в своей квартире, и книги смотрели на нее с укором: философия не признает эмоций!
Плакала-плакала – слегла. Примчалась деревенская сестра. Все бросила и приехала. Ухаживала и утешала: «Родная наша, брось все, поехали к нам. Муж помер, дети выросли. Хорошо вместе будет».
Не решалась старшая – слишком уж резкая перемена в жизни, но и в окружении старых книг сидеть не будешь.
Позвонила ректору, приехала машина, рабочие сложили книги и отвезли в университетскую библиотеку – вторая жизнь у них. А у человека второй жизни не бывает.
Взяла с собой женщина несколько – самых дорогих книг – и в поселок, к сестре.
Квартиру продали, деньги поделили между племянниками. И женщина, которая была профессором философии, стал тихо жить в окружении домашних животных и кур.
Отдыхать надо – таково теперешнее положение. Можно немного хозяйством заниматься, только немного, чтобы не уставать.
Сидит в комнате женщина и думает: «От чего уехала – к тому и приехала, словно ничего не было».
Но не было печали в этих мыслях, в них великий смысл, который еще придется постигнуть умным философским головам. Но это уже задача следующего поколения, ему и карты в руки.