Статья является логическим продолжением двух ранее написанных, в которых рассказывал про экспертизу запаховых следов человека (одорологическая экспертиза). Тогда я описал теорию производства данного вида исследований. Можете почитать:
Если читать лень, то вкратце перескажу. Одорологическое исследование построено на факте, что каждый индивидуум обладает уникальным запахом, который можно использовать для его идентификации. Производятся такие экспертизы при помощи специально обученных служебных собак. Также стоит отметить, что этот вид экспертиз довольно трудоёмок и дорог.
На очевидный вопрос «а к чему такие сложности, ведь сейчас очень широко применяются исследования ДНК, которые дают отличный результат», ответ следующий (упрощённо):
- Если какой-либо объект потрогают несколько человек, то ДНК-исследование в большинстве случаев сможет лишь констатировать, что на нём имеется смешанный генетический профиль, без идентификации конкретного лица. Следствию такой вывод, как понимаем, вообще никуда не упёрся. Если же провести одорологическую экспертизу, то собачка укажет всех лиц (в рамках разумного, конечно: человек десять), кто трогал данный предмет.
- Кровь является прекрасным консервантом чужого запаха. То есть, если убийца трогал окровавленную жертву, то в таком кровавом пятне ДНК убийцы не найдёшь, так как ДНК самой жертвы «забьёт» собой всю картину. А вот собачка в крови жертвы прекрасно учует запах убийцы.
- ДНК довольно капризный с точки зрения сохранности объект. И вода его разрушает, и ультрафиолет, и другие факторы. Поэтому, данные следы не всегда получается найти даже при условии, что преступник их точно там оставил. Они могут просто не дожить до момента изъятия их криминалистом. А вот, обращаясь к предыдущему абзацу, запах, законсервированный в крови жертвы, будет пригоден для исследования ещё многие годы.
Это краткая теоретическая справка. Если заинтересовало, посмотрите указанные выше статьи.
А сейчас напишу про практику, то есть про примеры эффективного использования одорологических экспертиз в раскрытии преступлений.
Начну с примера, что кровь жертвы хорошо консервирует запах преступника. Постараюсь чернухи не писать, но пример этот связан с убийством ребёнка, так что смотрите сами, стоит читать или нет. Особо чувствительным не советую.
Лет 10 назад, Дальний Восток, средних размеров город. Зимние вечерние сумерки, мама с шестилетней дочкой пошли погулять в торговый центр. Немного увлекшись покупками, родительница упустила дочку из виду. Та походила, поскучала и оказалась у входа в ТЦ. Тут её заприметил гражданин, ранее судимый за педофилию. Подошёл, взял за руку и увёл к себе домой. Подробностей, как и почему она согласилась, не знаю. Но заинтересовать шестилетнего ребёнка не тяжело, особенно, если родители не проводят с ним по этому поводу воспитательных бесед.
Насильник продержал ребёнка в квартире до утра, после чего решил вывезти за город и избавиться. Убивать в квартире не стал, так как поразмыслил, что, если его вдруг поймают по дороге с живым ребёнком, то сядет только за изнасилование, если с трупом – пожизненное обеспечено. У девочки после всего произошедшего было кровотечение, поэтому злодей, боясь запачкать салон авто, скатал из туалетной бумаги тампон и засунул ей в трусики. После чего вывез девочку за город, выполнил задуманное, и закопал тело в снегу.
Девочку нашли спустя несколько дней. Тело на правили к судмедам, одежду, тампон – нашим экспертам. Ни медики, ни биологи, ни химики (исследование микроволокон) ничего путного не нашли. На месте происшествия тоже никаких стоящих следов: зима, ветер, за пару дней всё снегом замело.
Параллельно с криминалистами трудились оперативники: отрабатывали проживающих в городе педофилов, контакты, встречи, алиби на момент похищения и т.д. Сузили круг до тех, кто «мутил» или не хотел идти навстречу. Готовились к производству обысков, необходимость которых ещё попробуй обосновать судье: ведь, кроме «тёмного» прошлого, у них на данных персонажей ничего не было. Когда дело касается бывших заключенных, наш суд иногда является образцом гуманности и соблюдения конституционных прав. Но, тем не менее, дело потихоньку двигалось.
Учитывая тяжесть преступления, его расследование сразу было поставлено на контроль в Москве, в том числе и по экспертной линии: что изъято, какие экспертизы назначены, полученные выводы, дальнейшие перспективы и т.д. И вот, ознакомившись с информацией, Экспертно-криминалистический центр МВД и говорит: а давайте нам сюда этот тампон окровавленный. У нас мысля по его поводу есть!
Дальневосточники им в ответ: так мы его исследовали, там только кровь жертвы, больше ничего.
Москвичи им: хера ли вы спорите, бегом тампон везите! И сразу предметы одежды наиболее подозрительных лиц можете закинуть.
В тот же день объекты улетели в Москву. Там исследовали кровь на тампоне, выделили из неё запах, а потом сравнили с запахами жуликов, чьи вещи также предоставили на экспертизу. И один-таки попался! Дальше дело техники.
Гнида уехала на пожизненное.