Человечество ежегодно производит более 430 миллионов тонн пластика. Большая его часть превращается в мусор и попадает в мировой океан.
Одна из наиболее “загрязненных” индустрий — fashion-индустрия. Однако появляются надежды, что в ближайшее время все может измениться.
Одежда и экология
Около 60% материалов, из которых изготавливается одежда, — это пластик, включая полиэстер, акрил и нейлон. Между прочим, еще одна опасность, которую несет в себе пластик, это микрочастицы этого материала. Их размер достигает в длину до 5 миллиметров. Один из источников таких микрочастиц — это как раз синтетические ткани. При каждой стирке одежды из синтетики с нее “отслаиваются” маленькие пластиковые волокна — микроволокна.
По некоторым подсчетам, стирка приводит к попаданию в мировой океан около 500 тысяч тонн подобных микроволокон ежегодно, из них можно было бы сделать три миллиарда рубашек из полиэстера.
Но крупнейший в мире источник одноразовых пластиковых товаров-отходов — упаковка. Пакеты, пленка, чехлы для одежды. 85% упаковки отправляется на свалку. Можно ли как-то изменить сложившуюся ситуацию? Специалисты утверждают, что это вполне возможно, причем уже в ближайшее время.
Альтернатива пластику
Компания Aquapak Polymers Ltd разработала технологию HydropolTM — высокофункциональный экологичный полимер, который позволяет разрабатывать изделия в соответствии с экономикой замкнутого цикла за счет возможности вторичной переработки и предоставления множества вариантов использования по истечении срока службы. Он разработан как альтернатива традиционным пластмассам, которая не наносит вреда окружающей среде.
В компании утверждают, что их полимер Hydropol можно бесследно растворить, а еще он не токсичен для морской флоры и фауны. Это, очевидно, должно уменьшить общее количество потребления пластика.
Hydropol можно использовать как альтернативу обычному пластику в самых разных областях, поскольку он обеспечивает ту же функциональность, но без сопутствующих экологических проблем. Сейчас этот полимер используется для изготовления пакетов для одежды, обладающими всеми свойствами традиционных полиэтиленовых пакетов: прочность и устойчивость к проколам, четкость пленки, защита от протечек и грязи.
Производители отмечают, что пакеты для одежды Hydropol можно утилизировать вместе с бытовыми отходами, не загрязняя другие предметы, пригодные для вторичной переработки. Более того, такие пакеты можно просто растворить в горячей воде в домашних условиях, и при этой процедуре не образуется опасных микрочастиц. А еще этот материал легко компостировать, он практически безвредно разлагается как на суше, так и в воде, в том числе в соленой.
«Циркулярное производство и экологичность приоритетны для индустрии моды. Aquapak также работает с несколькими компаниями в сфере fashion, которые хотят перетрясти индустрию и внедрить инновационные технологии в упаковке», — подчеркнул гендиректор Aquapak Марк Лэппинг.
Поддерживают ли бренды тренд на экологичность
На фоне своей разработки компания исследовала модные бренды из США, Великобритании и Австралии. Эксперты определяли, насколько экологичным было их производство одежды.
В результате выяснилось, что 12% компаний планируют сделать свой бизнес практически безотходным в течение 1-2 лет, 34% планируют уложиться в 2-3 года, 31% — в 3-4 года, оставшиеся компании стремятся реорганизовать свое производство через 5 лет.
Из этого количества 32% считают, что уже близки к созданию полностью замкнутого производства, около 54% работают над этой технологией, но для внедрения потребуется еще некоторое время, и только 14% согласились, что им предстоит еще несколько лет до внедрения цикличности.
Если же говорить о показателе экологичности, то 54% назвали свой бизнес одним из лидеров в этом направлении, 39% посчитали, что им еще есть над чем работать, лишь 7% признали, что они пока в позиции догоняющих.
При этом 37% опрошенных представителей брендов заявили, что сокращение использования полиэтилена в упаковке — крайне важная часть их стратегии развития.
Хотя технология Hydropol и выглядит технологическим прорывом, аналитики считают, что нужно ставить более реальные сроки. За 5 лет полностью избавиться от пластиковой упаковки практически невозможно.
Эксперты из Polaris Market Research напомнили о более реалистичном прогнозе. Власти Евросоюза уже ввели постановления по ограничению пластика, что положительно влияет на популярность растворимой упаковки. Однако сроки, которую ставят власти ЕС для полного отказа от пластиковой упаковки — 2042 год.