Уже второй год моя дочка Анюта 15-ти лет учится в онлайн-школе. Нас порой спрашивают о том, что случилось, вдруг какие-то проблемы со здоровьем или с коммуникациями. Нет! Просто это наш выбор.
И сейчас, когда Анюта заканчивает девятый класс, я могу проанализировать такое обучение и сделать полезную публикацию для тех, кто размышляет над выбором между очной и онлайн школами.
Здесь я назову, что нужно учесть в особенностях ребёнка при такой дилеме, на что обратить внимание при переходе на онлайн-обучение. Возможно что-то полезное для себя найдут в статье и родственники, мнения которых не учли при выборе школы, но от этого переживают они не меньше.
Итак:
- Имеется ли у вас возможность контролировать. Сразу нужно реально оценить возможности родителей. Поясню. Если близ ребёнка в свободном доступе есть родитель или иной взрослый, готовый включиться в помощь по обучению – это большой плюс. В общем-то как и при обучении в очной школе. Но этот взрослый должен иметь с ребёнком хороший контакт, таковым не должны оказаться, например, бабушка или дедушка, которые ребёнка давно достали и уже ему невыносимы, а мама всё ещё думает: «Наш дед такой образованный, он так хорош умеет поучать, пусть занимается с Васей». И, внимание! Задача такого значимого взрослого не стать репетитором, а следить за своевременным и регулярным процессом обучения и вдохновлять на это. Так как минус такой школы – ребёнок может многое оставить на последний момент, и лучше если кто-то более ответственный его будет подстёгивать.
- Ответственность и мотивация ребёнка. Однако следить за названным выше аспектом обучения ребёнок может и сам. Но при должной мотивации. Я считаю, что нет исключительно безответственных людей. Просто человек порой что-то упускает, «забивает» на что-то потому, что в глубине души не понимает, зачем ему это нужно. В нашем семейном примере дело обстоит так: дочке очень надоела простая школа, ранние подъёмы с утра, не особенно интересный контингент, она очень просила перевести её на такое обучение. И в итоге моим непререкаемым условием обучения в онлайн-школе было – не скатываться на тройки и выполнять все уроки вовремя. Так как тройки можно получать и в школе в соседнем дворе. Дочка это правило не нарушает. И опасается в случае нарушения такой привилегии лишиться.
- Социализация. На сколько ребёнку нужен коллектив и какой? Все эти разговоры про обязательную социализацию на протяжении всей школы я считаю очень неоднозначными. Анюта ходила в сад, училась в школе до седьмого класса включительно, девочка она с хорошей речью, без зажимов в общении, легко поддерживает или заводит беседу на разные темы с людьми разного возраста. Надо ли ей и дальше оттачивать эти навыки и умения в школьном коллективе? Продолжать развивать умение проявлять коммуникабельные способности в конфликтах и разных сложных взаимодействиях с людьми? Но такой практики в жизни подростка полно и без школы. И каждый раз, когда люди говорят про обязательность садика и очной школы для отличной социализации, у меня возникают два вопроса. Первый: почему взрослый человек себе общество выбирает, а ребёнок должен адаптироваться где попало? И второй вопрос: все ли выпускники школы умеют продуктивно общаться, строить отношения и справляться с конфликтами?
- Друзья. Вопрос как много их конкретному ребёнку нужно? Если у ребёнка потребность быть в компаниях, каждый день проживать и обсуждать события из жизни других и из своего взаимодействия с ними, то без очной школы, наверное, не обойтись. Также сложно будет на онлайн-обучении ребёнку, которому важно в коллективе играть какие-то яркие роли. Например, быть положительным лидером или, наоборот, учинять конфликты. В онлайн-обучении такую потребность реализовать сложно. Но если при этом желание перейти в такую школу есть, то можно найти и другие коллективы, где такие потребности возможно удовлетворить – кружки, секции, подготовительные курсы, клубы по интересам и тп.
- Качество образования. Я очень ставила под сомнение этот пункт. Но… до пандемии. Когда я сама в тот год стала преподавать дистанционно, вести пары в прямом эфире, я убедилась, что при должном подходе преподавателя – это не менее эффективно. По крайней мере в рамках освоения школьной программы. И даже более эффективно – ребёнок не теряет время урока на выслушивания нотаций и поучений учителя, которые часто адресованы не ему самому. Анюта об этом часто говорит и ценит за это такой формат школы. А также, так как школа в этом случае платная, вам никто не скажет: «Не нравится, вон есть школа в соседнем дворе, можете отправляться.» Там радеют за качество образования хотябы в силу имеющейся конкуренции.
- Неоспоримый плюс - это возможность высыпаться и сделать удобный и индивидуальный режим дня. А это здоровье ребёнка и его психологический комфорт.
- Отсутствие постоянного шума и напряжения. Почему подростки сегодня так часто имеют слабое здоровье? Неадекватный режим, гонка, шум, напряжение, много изматывающих нагрузок – возможно ли при этом сохранить хорошее здоровье?
- Снова плюс: в онлайн-школе ребёнку не нужно заслуживать личное отношение учителя, там нет любимчиков и аутсайдеров, такой формат обеспечивает беспристрастное отношение к ученикам. А это снова психологический комфорт ребёнка, а соответственно это снова про здоровье.
На этом пока остановлюсь. А вы что скажете, дорогие читатели? За какой вы вариант? И какие, по вашему мнению, я не учла плюсы и минусы?
Записаться на консультацию по отношению с детьми, с партнёрами и по другим психологическим вопросам можно в лс или WA +79166944228
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru