Эта статья продолжает цикл статей на тему "Психоаналитические теории нарциссизма". Первую часть можно прочитать здесь.
Взгляд на нарциссизм О.Кернберга.
"Нарциссических личностей» Кернберг описывал как людей, характеризующихся сильной потребностью в любви, признании и восхищении, высоким мнением о себе,, стремлением идеализировать одних людей (которые могут дать "подпитку" нарциссизму, восхищение) и презирать, обесценивать других (от которых ничего не ждут, которые ничего дать такого не могут).
На взгляды Кернберга повлияли работы Мелани Кляйн, ее интерес к врожденной агрессии, оральной жадности и зависти.
Кернберг подвергает сомнению идею Фрейда о том, что психика развивается в условиях замкнутости на себе - идея аутоэротизма. Отмечая в своих работах, что младенцы способны различать объекты уже в первые недели своей жизни.
Он классифицировал нарциссизм от нормального до патологичного, где крайний вариант нарциссическое расстройство личности + антисоциальное поведение.
Так, Кернберг полагал, что у последних агрессия чрезмерна из-за сочетания врожденной силы инстинктов, слабого Эго, неспособного выдерживать тревогу и сильной травмы, связанной с первичными объектами.
Здесь особо отчетливо прослеживаются такие защитные механизмы, как: расщепление, проекция, проективная идентификация, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, отрицание.
Эго таких пациентов О. Кернберг описывает как голодное и пустое, полное гнева из-за фрустраций.
В контрепереносе терапевт может чувствовать себя в роли первичного объекта пациента, например, садистичного или отстраненного (комплиментарный перенос) или в роли пациента как маленького и беспомощного ребенка (конкордантный перенос).
Родители таких пациентов испытывают затруднения с проявлением любви и принятия, но гордятся достижениями своих детей (что подпитывает их, родительский, нарциссизм). В результате ребенок часто стремится вызывать восхищение, что развивает Ложное Я, усиливая стыд за Истинное Я.
Т.е. по Кернбергу нарциссизм это про то, что: "что-то очень рано пошло неправильно, что привело к тому, что субъект "окружил" себя примитивными защитами".
Взгляд Х.Кохута
Кохут описывал нарциссизм как стремление к поддержанию самооценки, самоуважения и чувства значимости. Он полагал, что в определенной степени нарциссизм является нормальным и здоровым явлением, но выраженное проявление нарциссизма он рассматривал как патологическое.
К паталогическому нарциссизму, по мнению Кохута, приводит неотзывчивость ранних объектов привязанности.
Здоровый же нарциссизм предполагает способность человека реалистично оценивать свои возможности, использовать жизненный опыт в позитивных целях, прощать себя за совершенные ошибки.
В случае патологического нарциссизма возникают трудности в саморегуляции, нестабильность самооценки, формируется грандиозное "Я".
Так, Кохут отмечает, что недостаток эмпатии со стороны родителей является основой нарциссизма. В случае недостатка адекватной эмпатической обратной связи в раннем детстве, ребенок не может развить адекватные внутренние механизмы саморегуляции. В зрелом возрасте такие люди ищут эмпатические отклики, которые им не удалось получить в детстве, чтобы продолжать регулировать свою самооценку.
Кохут также ввел понятие "нарциссическое расширение", описывающее то, как родители воспринимают своего ребенка в качестве продолжения собственного Эго. В этом случае истинная самость ребенка отрицается и поддерживается ложная, соответствующая желаниям родителей. Так, ребенок вынужден скрывать свои истинные чувства, проявления, желания, что приводит к расщеплению между телесными и психическими аспектами.
В норме, по Кохуту, младенец обладает двумя важными психологическими конструктами:
1) грандиозное "Я" (во взрослом возрасте становятся амбициями к самоутверждению)
2) идеализированный родительский образ (часто становится базой для внутренних ценностей и идеалов).
Патология первого конструкта приводит к фиксации на грандиозности, а патология второго — к фиксации на архаических идеализациях.
И как пишет Н.Мак-Вильямс:
"Концепцию нарциссической личности Кохута можно проиллюстрировать образом растения, рост которого был задержан в результате недостаточного полива и освещения в критические моменты. Нарцисса Кернберга можно представить в виде растения, мутировавшего в гибрид".
Кернберг видел нарциссизм как результат неблагоприятных родительских влияний в раннем детстве, а также как нарушение структуры личности, связанное с недостаточной ранней адаптацией к социальным требованиям.
Кохут, напротив, развил теорию нарциссизма, основанную на концепции "здорового нарциссизма", где он утверждал, что нарциссистические расстройства возникают из-за недостатка поддержки и внимания со стороны окружающих людей в детстве, что приводит к формированию у взрослых повышенной потребности в одобрении и восхищении.
Так, можно заключить, что по Кернбергу, нарциссизм - что-то паталогичное, с чем нужно конфрантировать, "обрезать", а по Кохуту, как что-то, что образовалось из-за недостатка любви, эмпатии и принятия.
Но я все же вижу в их теоретических взглядах много схожестей. Как если бы они просто делали разные акценты
Более подробно о том, какие рекомендации и подходы к лечение выдвигали данные психоаналитики, будет рассмотрено в следующих статьях.
Коллеги, буду рада Вашему присоединению, дополнению и исправлению)
Автор: Инюшева Владислава Николаевна
Психолог, Психоаналитический подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru