12 богинь Тенма - это группа защитниц Учения, которые вошли в пантеон тибетского буддизма после VIII в. Ранее они являлись богинями народного пантеона, которые оказывали покровительство отдельным местностям.
В литературе встречаются другие названия это группы: 12 защитниц Тенма, Тенма Чуньи, а также 12 матерей и сестёр Тенма. Потому что считается, что они заботятся о людях как матери и сёстры (англ. Twelve Tenma/Tanma Sisters, Twelve Tenma/Tanma Goddesses, Twelve Subterranean Goddesses, Tenma Chunyi, Twelve Mother and Sister Tenmas).
Единого канона изображения этой группы богинь не существует, поэтому иконография может варьироваться. Определяющими признаками служат ваханы и атрибуты, иногда уникальной чертой является ездовое животное, иногда - предметы в руках богини.
В живописи 12 богинь Тенма традиционно сопровождают Палден Лхамо (также Шри Деви и Мазгор Гьялмо), гневную защитницу Учения. В её иконографии есть интересный вариант, в котором дхармапалу окружают 4 богини Тенма, каждая из которых повелевает временами года.
В левом верхнем углу изображается королева лета Дордже Лангмоче (Вайли rje glang mo che; англ. Dorje Langmoche, также Dorje Lumo Gyal). В гневной форме она восседает на чёрном муле или чёрном яке. Определяющим атрибутом является ваджрный топор, который символизирует отсечение негативных мыслей (Бир, 2013, с. 173).
В мирной форме она тоже может держать ваджрный топор.
В другом варианте мирной формы она держит человеческое сердце и лук со стрелой (Ладранг, 2015, с. 127-128). Человеческое сердце - атрибут гневных божеств, который традиционно держат в левой руке. В тандеме метода и мудрости он символизирует мудрость (Бир, 2013, с. 215-216).
В верхнем правом углу помещают царицу осени по имени Дордже Юбунма (Вайли rdo rje g.yu bun ma; англ. Dorje Yubunma). Носит накидку из павлиньих перьев, восседает на оленихе, на которой нередко изображают трогательные пятнышки.
В мирной ипостаси её можно отличить по стреле с пятью флагами и сокровищу в руках.
В левом нижнем углу - повелительница весны Палден Хари Дордже Ямакьонг (Вайли dPal ldan ha ri rdo rje g.ya' ma skyong; англ. Dorje Yama Kyong, Dorje Yekyong). Здесь важно полное имя богини, поскольку среди 12 сестёр Тенма есть вторая Дордже Ямакьонг - это Менцун Ченмо Дордже Ямакьонг (Вайли sMan btsun chen mo rdo rje g.ya' ma skyong).
Палден Хари Дордже Ямакьонг может восседать на диком осле или буйволе. Её атрибуты: меч или кинжал.
Кажется, она транслирует ЪУЪ.
Вероятно, одно из ранних изображений этой богини можно увидеть на тибетской танке с изображением Палден Лхамо XIV в.
Эта танка отражает историю формирования свиты Палден Лхамо. В раннем варианте можно обнаружить очень интересные добуддийские образы, которые приобрели новое прочтение в организованной религии (Kossak, Singer, 1998, p. 126-127).
В мирной форме Палден Хари Дордже Ямакьонг также держит в руках кинжал или меч, а также лассо.
В нижнем правом углу - владычица зимы Дордже Гегкьи Цо (Вайли rdo rje bgegs kyi gtso; англ. Dorje Gegkyi Tso). У неё уникальное ездовое животное - верблюд, в других вариантах: як и мул. Её атрибут - дубинка.
Причём, верблюда Дордже Гегкьи Цо скорее всего изображали те, кто никогда не видел верблюдов. Поэтому на танках эти животные выглядят очень забавно.
Интересный вариант, в котором Дордже Гегкьи Цо держит мангуста, изрыгающего сокровища.
В мирной форме Дордже Гегкьи Цо может восседать на яке или муле и держать копьё с пятью разноцветными флагами (Ладранг, 2015, с. 126).
Встречаются образцы "всё смешалось в доме Облонских", в которых повелительницы времён года изображены в другом порядке.
Литература
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С.173, 215-216
- Ладранг К. Божества-защитники Тибета. М.: Ганга, 2015. С. 115, 117, 118, 119, 127-128
- Kossak S. T., Singer J. C. sacred Visions. Early Paintings from Central Tibet. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1998. P. 126-127.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.