Ой, у ворот вереюшки повились,
Вот к Манечке подруженьки собрались.
Шли — прошли красные девки горою
И кликали да вот Марьюшку с собою:
— Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка с нами в ряд,
Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.
— Уйдите красны девки, да не ждите,
Ох, я себе сильного роя выловила,
Ох, сильный рой — Иванечка молодой.
На севере, где земля молчит под ледяными ветрами, обряд запоручивания невесты приобретает особое мистическое звучание. Здесь, в холодных краях, слова обетования звучат громче, а жесты становятся более торжественными. Невеста погружается в мир молитв и причетов, чтобы встретить свое новое начало. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу.
После этого совершалось ключевое действие всего дня — «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После «завешивания» невеста начинала причитать.
Подготовка к свадебному дню — неделя.
Встану я поутру ранешенько,
Умоюся белешенько,
Утрусь своей русой косой.
Красота, ты моя красота,
Девья красота,
Непомирная ты моя, непорочная,
Возьму я свою девью красу
На рученьки на белы,
Понесу я свою девью красу
Во далече во чисто поле,
Повешу на час на ракитов кус.
Потяните-ка, ветры буйные,
Раскачай-ка-те на час ракитов кус.
Урони-ка-те мою девью красу.
Так, в узоре древних традиций и символов, в сумеречных лучах древних обрядов, раскрывается великая и неповторимая сказка свадебного венца, где каждый персонаж, каждое слово и каждый жест несут в себе мудрость предков и свет будущего.
Приближается час, когда сердца соединятся в великом танце жизни, а перед этим грядущим праздником невеста обретает силу в днях подготовки. Время «недели» становится своеобразным периодом между прошлым и будущим, моментом, когда ткачи судьбы сплетают нить из дней, переплетая их в бесконечную узорную сеть семейного бытия. В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки»), пели и плясали.
На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.
Приданое
По столику чарочка гремит,
Проклаженна свет Настасья говорит,
Настасьюшка девица,
Раскрасавица-румяница
У Семена в гости просится:
— Ты пусти, пусти, Семен-государь!
— Хочу пущу, хочу не пущу:
Не дорога мне полтина во столе,
Дорога мне Настасья во дворе.
Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца. Приданое, как волшебное сокровище, воплощает в себе тепло рук и сердец, вкладываемых невестой в каждый шов, каждый узор. Вещи, сделанные своими руками, несут в себе поклонение традициям и знакомство с будущим, как отголосок старинной сказки, передающей свое послание сквозь века.
Ритуальное омовение
Уж просим мы тебя в банечку.
Уж мы соорудили тебе эту банечку,
Уж помыться тебе, попариться,
Побелиться, порумяниться
Со подруженьками, со голубушками,
С приближенными соседушками,
Чтобы смыть девью красоту
И намыть бабью красоту.
Перед самым рассветом свадебного дня, невеста, словно путник перед священной горой, идет в баню, сопровождаемая песнями и причетами, чтобы очистить свой дух и тело перед великим путешествием. В этом деле, как в заклинании, преображается каждый жест, каждое дыхание. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и магическими обрядами. В Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху. Во многих районах жених и невеста мылись в бане с колдуном или знахарем, которые при этом «совершали действия, никак не связанные с православием, но явно основанные на магических представлениях дохристианского времени» (произнесение заговоров, облачение в рыболовную сеть одетую на голое тело, подпоясывание поясом с узелками, втыкание в подол иголки с прорванным ушком, держание над головой берёзового веника, насыпание в правый сапог серебряных монет, гадания).
Девичник
Да подойдут ли твои, тятенька, да резвы ноженьки,
Да уж к моей-то, тятенька, да русой косыньке?
Да расплети-ка ты мне, тятенька, русу косыньку,
Да расплети ты мне её да во последние.
Да ты родима моя маменька,
Не подойдут ли твои, маменька, да резвы ноженьки
Да уж к моей, маменька, русой косыньке?
Да расплети-ка ты мне, маменька, русу косыньку,
Да не обрежь-ка, Маменька, да белы рученьки,
Да не спусти крови своей горячей
Да по моим ты, маменька, плечам могучим.
На заключительном девичнике, в последней пляске девственных кос, словно в танце с ветром времени, невеста расплетает свою судьбу, готовясь к новой роли. Подруги, словно волшебные феи, ткачи судьбы, помогают ей в этом обряде прощания с прошлым, наполняя моменты радостью и нежностью.
На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.
Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.
И так, перед великим свадебным ритуалом, в розовом свете восходящего солнца, каждый обряд становится звездой на небесном своде, каждое слово — звучным аккордом в симфонии любви и судьбы.
Явление Медведя
Накануне свадьбы, когда сердце невесты бьется в унисон с ожиданием новой жизни, она с особым трепетом избирала подарок для своего будущего мужа. И вот, в тот день, когда лучи солнца еще не смешались с сумерками, она вручала ему фигурку медведя, именованного «Тихоном». Величественная фигура медведя, изысканно выполненная, несла в себе глубокий смысл. Чем более прекрасна и тщательно вырезана была эта фигурка, тем больше уважения и преданности проявляла невеста к своему избраннику.
Этот дар нес в себе древние символы и мудрость предков. Ведь в древности медведь был не просто зверем, он воплощал в себе образ сильного, трудолюбивого и мудрого хозяина мира. Он был символом умения справляться с жизненными трудностями, мудрым хранителем запасов и умелым купцом. Эти качества, сосредоточенные в медведе, делали его важным символом мужественности и мужской силы — качеств, необходимых для построения крепкой и счастливой семьи.
Символика медведя в свадебном обряде укоренилась в глубоких древних традициях. Он стал неотъемлемой частью свадебных обрядов, часто именуемый женихом. Медведь символизировал умение быть хорошим учителем и воспитателем детей, играя важную роль в формировании семейных ценностей. Подарок невесты в виде фигурки медведя являлся признанием главенствующей роли мужа в семье, напоминанием о его ответственности как защитника и проводника для всей семьи.
После торжественной свадьбы фигурка медведя занимала почетное место в доме новобрачных, ставясь в качестве оберега, символизирующего счастливый брак, мир и гармонию в семейной жизни.
Гадания. Кто в доме хозяин?
Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.
Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.
С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха — жениха или невесты — выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.
В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая — невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.
Продолжение следует