Найти тему
Учимся у истории

Как США Японию "открыли". Торговый договор под дулом пушек

Коммодор флота США Мэтью Перри. Из открытых источников
Коммодор флота США Мэтью Перри. Из открытых источников

В июле 1853 года коммодор военно-морского флота Соединенных Штатов, Мэтью К. Перри, вошел в Токийский залив с четырьмя военными кораблями, чьи корпуса были окрашены в черный цвет, письмом от президента своей страны и очень четким посланием: либо Япония вступает в торговые отношения с США, либо они сровняют ее столицу с землей. Дабы продемонстрировать всю серьезность этого обещания, он выпустил в воздух сигнальные выстрелы из своих 73 пушек, заявил, что уничтожит любого, кто решится приблизиться, и демонстративно проплыл на кораблях недалеко от берега, чтобы люди могли восхититься чудом паровой навигации и понять, какую опасность она собой представляла. Рев и скорость, столпы черного дыма и корабли, которые могли двигаться даже без ветра.
Хоть Перри и удосужился изучить страну, которой в данный момент угрожал, в глазах западного человека Япония все равно оставалась загадкой. Начнем с того, что у нее было два лидера. Первый, император, проживал в Киото, и несмотря на то, что его считали своего рода божеством, на самом деле никаких решений он не принимал. Другой лидер, сёгунявлялся потомственным военным диктатором, проживавшим в Эдо – так в те времена назывался город Токио. И хоть эта должность и даровалась ему императором, в действительности же именно сёгун управлял страной. Этот уклад был установлен семь веков назад и окончательно закрепился после серии бесконечных гражданских войн, завершившихся лишь в 1603 году с установлением сёгуната династией Токугава. С тех пор в Японии, хоть и очень дорогой ценой, воцарился почти нерушимый мир.
Чтобы его установить, династия Токугава не только утопила, распяла и сожгла заживо всех инакомыслящих внутри страны, но и, опасаясь угроз извне, в 1633 году объявила сакоку, то есть «закрытие страны». С того самого момента заходить на территорию страны и покидать ее было запрещено под страхом смертной казни, как и строить корабли с более чем одной мачтой, так, на всякий случай; весь контакт с внешним миром был сведен к ограниченной торговле с Китаем, Кореей и несколькими голландцами, которых было решено принимать лишь на Дэдзиме, искусственно созданном острове – таким образом голландцы не ступали на священную японскую землю. Итак, спустя долгое время на архипелаге наступила первая спокойная эпоха. Сословие воинов, самураи, стали бюрократами; Эдо превратился в один из крупнейших городов на планете, наступил расцвет таких видов искусств, как хайку и кабуки. Но через два с половиной столетия после закрытия Японии в их воды прибыли Черные корабли. И пробуждение оказалось болезненным.
Перри добился того, чего хотел, и следующей весной вернулся с еще несколькими кораблями и оскорбительным договором на подписание. За ним вскоре последовали англичане, русские и французы. Из полностью изолированной страны Япония превратилась в страну, унизительным образом открытую для всех. Такой поворот событий был встречен бунтами, убийствами иностранцев и восстаниями феодалов. Сёгунат утратил контроль. Структура власти, которая на протяжении долгого времени оставалась нетронутой, дала трещину, и на фоне этих событий было сформировано движение «Сонно Дзёи» («Да здравствует император, долой варваров»), требовавшее перехода власти в другие руки с целью появления в Японии сильного предводителя и предотвращения модернизации страны в угоду западным державам. В итоге в начале 1868 года последний сёгун сложил свои полномочия. А потом передумал. И вот Япония вновь вынуждена была выйти на тропу войны, чтобы решить, каким будет ее будущее. Война Босин, или «Война года Дракона», считалась первым японским конфликтом, в котором произошло столкновение не только претендентов на власть, но и идей. И все же это не совсем так. Во-первых, обе стороны считали, что отстаивали существование традиционной Японии. А во-вторых, несмотря на это, и те и другие понимали неизбежность модернизации страны.

Таким увидели Перри японцы. Из открытых источников
Таким увидели Перри японцы. Из открытых источников

В действительности обе стороны быстро осознали, что без кораблей, пушек, пулеметов и винтовок, которые были у иностранцев, выиграть войну будет непросто, поэтому с самого начала они старались обеспечить себя иностранными советниками, которые могли бы снабдить их нужным оружием и обучить их солдат необходимым умениям боя. Даже император, который до этого возглавлял волну ксенофобии, теперь обещал соблюдать договоры и сохранять жизнь иностранцам в обмен на признание другими державами его правительства. Иными словами, эта война все-таки была простой войной между претендентами на власть. Разница была лишь в том, что император обратился за помощью к англичанам, а сёгун – к французам. И первый вариант оказался более выигрышным. Менее чем за полгода император, более решительный и не настолько подверженный сомнениям, как сёгун, выиграл войну. И поэтому именно ему предстояло модернизировать ранее закрытую страну. Семь веков спустя Япония стояла на пороге перемен. И ее жители, разумеется, тоже.