Давайте, я сегодня не буду выставлять букеты.
А порассуждаю немного о русских мыслителях. Вот, например русский философ, Василий Васильевич Розанов (1856-1919). Каждый раз удивляюсь, в какие крайности впадают одаренные люди.
У Розанова был друг, Эрих Голлербах, одно их своих эссе о Розанове он озаглавил - "О двуликом". В юности сам Розанов писал очень специфические тексты, например, "Люди лунного света". Епископ Гермоген потребовал предать автора церковному отлучению, за его еретические взгляды, за "Людей" и за брошюру "Русская церковь".
Несмотря на действительно смелые тезисы, автору не откажешь в удивительно тонких наблюдениях за организацией человеческой психики. Например.,в тех же "Людях лунного света " читаю -
"Мечтательное начало с тем вместе есть и жестокое: ведь сантиментализм Руссо родил фурий террора, как был сантиментален и Робеспьер... В мечтах родится идеал; а идеал всегда бывает и особенно ощущает себя оскорбленным действительностью. Идеал и "луна" не знают компромиссов..."
А в 1878 году Розанов поступает на историко-филологический факультет Московского университета и получает стипендию А.С.Хомякова. Ценит лекции Ключевского, но все более тяготеет к философии. И вдруг напишет:"Уже с первого курса университета я перестал быть безбожником и, не преувеличивая, скажу: Бог поселился во мне.". Отношения с церковью изменились с 1896-97 года.
И женится. На страшной эмансипе, Аполлинарии Сусловой, бывшей возлюбленной Ф.М.Достоевского. Достоевский называл возлюбленную Полину - “больной эгоисткой” : “Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны”. Розанов же отрекомендовал жизнь с ней как "мучительную и невыносимую". Но ведь привлекла почему-то.
В это время преподает, пишет книгу "О понимании", которая носит явно антипозитивистский характер. Затем в "Опавших листьях" он рисует крайне мрачные перспективы развития социализма. Придут "развиватели" и будут рубить топором иконы.
Важная веха- Розанов, вместе с учителем греческого языка П.Д.Первовым. начинает перевод "Метафизики" Аристотеля на русский язык. Это происходит уже после разрыва с А.Сусловой, когда Розанов переезжает в Елец и преподает в местной гимназии.
Характерно, что истоком русской философии считает литературу, поскольку она есть и публицистика, и критика, и история. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский , с его точки зрения есть " фундамент наконец начавшейся оригинальной русской философии, где выведен ее план и ее расположение, может быть, на много веков".
Не знаю, так ли это, но мысль русская, действительно, более похожа на стихийную Аполлинарию, чем на гранд-даму Философию, явившуюся Боэцию в самотканной одежде, для утешения.