#арт-среда
Впервые я узнала об этой технике от известного арт-терапевта Елены Тарариной, затем встретила ее описание в книге немецкого арт-терапевта Удо Байера «Творческая терапия-терапия творчеством». Как часто это бывает, в своей практике техника дополняется, видоизменяется в зависимости от собственного опыта, предпочтений и, конечно, запроса и цели ее использования.
Это одна из моих любимых техник. Я применяла ее на групповых творческо-исследовательских встречах с участниками и в индивидуальной работе с клиентами.
И ключевое здесь - использование той самой рамки.
Когда нам необходимы рамки, границы?
-когда чувства и эмоции переполняют, захлестывают,
-когда есть чувство, вызывающее дискомфорт, боль,
-когда есть навязчивые мысли и связанное с ним чувство,
- когда трудно совладать с какой-либо ситуацией,
- трудно вербализовать и обозначить свое состояние и т.п. .
Рамка создает безопасность, спокойствие, иногда контроль и управление. Рамка становится контейнером для того переполняющего чувства, с которым трудно совладать.
И здесь мы сначала говорим, что это за чувство и состояние, и во-вторых, какое чувство помогает или может помочь из него выйти. Это и есть рамка.
Рамка — то противоположное чувство или состояние.
Например,
- грусть-радость, а может для кого-то интерес,
- неуверенность-уверенность,
- бессилие-сила,
- ненависть-любовь,
- тревога-спокойствие,
- страх-бесстрашие
- безнадежность-надежда и т. п.
И как вы понимаете, то, что противопоставляется первому чувству не обязательно должно полярным положительным чувством. Это может быть «негативное» либо отличающееся по оттенку и степени проявления. Например, человек не может выразить свою злость на кого-то, тогда рамкой будет именно злость. Ведь она поможет справиться с состоянием замирания и оцепенения.
Краткая инструкция: разместите первое чувство в центре и создайте для него рамку из второго чувства. Либо наоборот, порядок рисования может иной. Кому-то откликнется вылить, выразить красками в центр то переполняющее тревожащее чувство, а затем создать для него рамку. Для кого-то безопасней будет создать сначала рамку, а потом разместить первое чувство.
Лучше использовать краски, можно гуашь, это позволит наносить поверх еще дополнительные мазки и слои и тем самым что-то привносить и трансформировать.
И здесь важно дать достаточно времени, чтобы вдоволь рисовать эти чувства до того момента, когда появляется ощущение и мнение, что моя картина готова.
Важно давать себе свободу для выбора цвета, и здесь отдавать предпочтение своему интуитивному выбору, не полагаясь на общепринятые: негативное мы рисуем темными красками, а светлое- светлыми. Так краска скажет вам намного больше. Пример высказывания: «я хотела взять черную краску для своего первого чувства, но нарисовала его бледно-серым и даже скорее голубым, и в этот момент я поняла, что оно не так уж меня захватывает, я вполне могу им управлять...». Или как на представленном рисунке участницы сегодняшней встречи «чувство бессилия, что у меня ничего не получается оказалось желто-оранжевым, гармоничной круглой формы с ростками, которые говорили мне, у тебя вот это получается и это получается».
Уже по мере рисования, когда это чувство признается, обретает некую форму на бумаге, происходит изменение внутреннего состояния человека.
И далее после рисования и активизации той самой рамки, того поддерживающего чувства, это изменение становится еще более явным.
В этом многократно убедилась на практике. Само рисование, свободное творчество уже является целительным. А последующее осознавание и «мостик в жизнь» закрепляет эти изменения.
Затем мы отправляемся в двигательное путешествие. После движения мы снова возвращаемся к рисунку. Возможно, захочется добавить новых красок или элементов, символов и т. д. На этом рисунке участнице «захотелось дорисовать дерево: ствол -для опоры, ветви -для объединения центра и цветка рамки и еще захотелось округлить первую рамку».
Здорово, когда рисунок нравится его автору. Он является символом произошедшего преобразования и служит напоминанием тех выводов и послания, которые были сделаны, привнося это в повседневную жизнь.
Частенько слышу: «я повешу его на стену». Да, пусть работает! - отвечаю я:).