Почему-то принято считать главным романом Иэна Макьюэна «Искупление». Возможно, из-за прекрасной экранизации 2007 года, где можно увидеть не только Киру Найтли, но и молодого Бенедикта Камбербэтча в эпизоде. Но я бы на первое место поставила «Амстердам». Роман вышел в 1998 году, был удостоен Букеровской премии, а одним из рецензентов назван «сардоническим и мудрым исследованием морали и культуры нашего времени». Конечно, это не новинка, но актуальности не утратила по сей день. Во многих странах с тех пор эвтаназия стала вполне законным явлением, однако это так и не приблизило нас к однозначному ответу: этично ли это, человечно ли?
Перечислять достоинства Макьюэна как романиста устанешь: это захватывающая интрига и всегда неожиданная развязка, детальное и интереснейшее описание процесса творчества, это проблема столкновения человеческого эгоцентризма и внешнего мира; также характерен и драматизм – ружьё, которое обязательно выстрелит; гармоничные истории и персонажи, ну и, конечно жёсткий сугубо британский юмор. Но именно неравнодушие отличает автора от других сынов Альбиона.
Общее представление можно составить по приведенным цитатам.
«Амстердам»
…Что касается благополучия всех остальных форм жизни на земле, человеческий проект оказался не просто неудачей – он был ошибкой с самого начала.
…Конечно должен наступить в жизни такой момент, когда впервые осознаёшь свою ценность, — и конечно, это всегда будет казаться абсурдом.
…Обозначить разногласия и остаться друзьями — не это ли суть цивилизованного существования?
…Как мало мы знаем друг о друге. Большая наша часть скрыта под водой, как у льдины, и обществу видна лишь надводная, холодная и белая личина.
«Солнечная»
…Его теперь мало волновало, что о нем думают. Есть у старости небольшие преимущества, и это — одно из них.
…Опыт прошлого многократно убеждал его в том, что будущее как-нибудь само с собой разберется.
…Когда принимаются важные решения, мозг можно рассматривать как парламент, зал дебатов. Состязаются разные фракции, сиюминутные интересы неприязненно сталкиваются с долговременными, предложения выдвигаются и оспариваются…
…Наши мнения подобны игральным костям.
«Сластена»
…Единственное, что представлялось возможным, — не говорить ему никогда. Как же мне дальше жить со своей совестью? Ну, как-то живу.
…Я принадлежала к самой низменной прослойке читателей. Я искала в книгах только свой мир и себя в этом мире — облаченную в разнообразные наряды и формы.
…Иногда не разговаривать о чем-то — это лучший способ разрешить затруднения. Страсть выяснять, чья правда весомее, омрачала отношения не одной пары друзей или супругов.
Не довольствуйтесь экранизациями, читайте источники и не забывайте про лайки: