Найти в Дзене
NEUROI

История создания Искусственного Интелекта ( нейросетей )

# История происхождения нейросетей

Нейросети — это один из самых перспективных и динамичных разделов искусственного интеллекта, который пытается воспроизвести работу человеческого мозга с помощью компьютеров. Нейросети способны обучаться на данных, адаптироваться к изменениям, решать сложные задачи и создавать новые знания. Но как появились и развивались нейросети? Какие этапы и открытия были сделаны в их истории? Какие проблемы и вызовы они ставят перед учеными и инженерами? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы и рассмотреть основные моменты истории происхождения нейросетей.

## Первая революция нейросетей: 1940-1960 годы

Первые идеи о создании машин, способных мыслить и обучаться, возникли еще в древности, когда люди пытались понять природу разума и сознания. Однако, научные основы для разработки нейросетей были заложены только в середине XX века, когда произошел ряд важных открытий в области философии, математики, логики, психологии и нейрофизиологии.

Одним из первых, кто предложил математическую модель нейрона — основной клетки нервной системы, передающей электрические сигналы, — был французский философ и математик Рене Декарт в XVII веке. Он считал, что животные — это сложные механизмы, а человек отличается от них наличием души, которая взаимодействует с телом через шишковидную железу в мозге. Эта идея была опровергнута позже, но она стимулировала интерес к изучению нервной системы.

В XIX веке английский математик и логик Джордж Буль разработал алгебру логики, которая легла в основу современной теории вычислений. Он показал, что логические утверждения и операции можно представить в виде алгебраических выражений и манипулировать ими по определенным правилам. Это открыло путь к созданию компьютеров, которые могли бы выполнять арифметические и логические операции.

В XX веке появились первые компьютеры, которые использовали электронные лампы, реле и транзисторы для обработки информации. Однако, эти компьютеры были очень дорогими, медленными и ненадежными, и требовали большого количества памяти и энергии. Кроме того, они были жестко запрограммированы для выполнения определенных задач, и не могли обучаться или адаптироваться к новым ситуациям.

В то же время, ученые продолжали изучать структуру и функции нейронов, и пытались создать искусственные нейроны, которые могли бы имитировать их поведение. В 1943 году американские ученые Уоррен Маккалок и Уолтер Питтс опубликовали статью, в которой представили математическую модель искусственного нейрона, способного обрабатывать бинарную информацию (0 или 1). Они также показали, как можно соединять искусственные нейроны в сети, которые могли бы выполнять различные логические функции. Эта статья стала основой для развития нейросетей.

В 1949 году американский психолог Дональд Хебб предложил теорию обучения нейронов, которая гласила, что связи между нейронами усиливаются, если они одновременно активируются. Это правило, известное как правило Хебба, стало одним из основных принципов обучения нейросетей.

В 1958 году американский психолог Фрэнк Розенблатт создал перцептрон — простейшую нейронную сеть, состоящую из одного или нескольких нейронов, обучающихся по правилу коррекции ошибок. Перцептрон мог распознавать простые образы, такие как буквы или цифры, и классифицировать их по заданным критериям. Розенблатт надеялся, что перцептрон сможет решать более сложные задачи, если увеличить количество нейронов и слоев в сети.

Однако, в 1969 году американские математики Марвин Минский и Сеймур Пейперт опубликовали книгу «Перцептроны», в которой доказали, что перцептроны имеют серьезные ограничения, и не могут решать некоторые простые задачи, такие как распознавание линейно неразделимых образов. Например, перцептрон не мог определить, является ли точка внутри или снаружи круга. Эта книга оказала негативное влияние на развитие нейросетей, и привела к снижению интереса и финансирования в этой области.

По такому принципу создавали первые машины способные мыслить
По такому принципу создавали первые машины способные мыслить

## Вторая революция нейросетей: 1980-2000 годы

В 1980-е годы произошел второй всплеск интереса к нейросетям, благодаря появлению новых алгоритмов обучения, новых архитектур сетей и новых вычислительных возможностей. Особенно важным было введение понятия обратного распространения ошибки — алгоритма обучения многослойных нейронных сетей, который стал основой современного глубокого обучения.

Обратное распространение ошибки — это метод, который позволяет нейросети корректировать свои веса в зависимости от того, насколько хорошо она справляется с задачей. Для этого нейросеть сравнивает свой выходной сигнал с желаемым ответом, и вычисляет разницу между ними (ошибку). Затем ошибка распространяется обратно по слоям нейросети, и веса нейронов изменяются таким образом, чтобы уменьшить ошибку в будущем.

Обратное распространение ошибки было предложено еще в 1960-х годах, но стало широко известным и применяться только в 1986 году, когда канадский ученый Джеффри Хинтон и его коллеги опубликовали статью, в которой показали, как можно обучать многослойные нейронные сети с помощью этого метода. Они также ввели понятие скрытых слоев — промежуточных слоев между входным и выходным слоем нейросети, которые позволяют ей выделять более сложные и абстрактные признаки из данных.

С помощью обратного распространения ошибки и скрытых слоев нейросети стали способными решать более сложные и разнообразные задачи, такие как распознавание речи, рукописного текста, лиц, объектов и сцен. Нейросети также стали применяться в различных областях науки, техники, медицины, экономики и искусства.

Однако, обратное распространение ошибки имело и свои недостатки. Оно требовало большого количества данных для обучения, много времени и вычислительных ресурсов, и подвержено проблемам переобучения и застревания в локальных минимумах. Переобучение — это явление, когда нейросеть слишком хорошо подстраивается под обучающие данные, и теряет способность обобщать и адаптироваться к новым данным. Застревание в локальных минимумах — это явление, когда нейросеть не может найти оптимальное решение, потому что она останавливается в точке, где ошибка минимальна, но не минимальнее всех возможных.

Для решения этих проблем были разработаны различные методы, такие как регуляризация, инициализация весов, выбор скорости обучения, стохастический градиентный спуск, моментум, адаптивные методы оптимизации и дропаут. Регуляризация — это метод, который добавляет штраф за сложность модели, чтобы предотвратить переобучение. Инициализация весов — это метод, который задает случайные начальные значения весов нейронов, чтобы улучшить сходимость обучения. Выбор скорости обучения — это метод, который определяет, насколько сильно меняются веса нейронов на каждом шаге обучения. Стохастический градиентный спуск — это метод, который обновляет веса нейронов на основе небольшого подмножества данных, а не всего набора данных, чтобы ускорить обучение и избежать застревания в локальных минимумах. Моментум — это метод, который добавляет инерцию к обновлению весов нейронов, чтобы помочь им преодолеть небольшие препятствия на пути к оптимальному решению. Адаптивные методы оптимизации — это методы, которые адаптируют скорость обучения в зависимости от градиента ошибки для каждого веса нейрона, чтобы улучшить сходимость обучения. Дропаут — это метод, который случайно отключает некоторые нейроны во время обучения, чтобы уменьшить зависимость между ними и предотвратить переобучение.

Кроме того, для улучшения работы нейросетей были введены новые типы нейронов и функций активации. Функция активации — это функция, которая определяет, какой сигнал передает нейрон на выходе в зависимости от его входного сигнала. Изначально использовались линейные функции активации, такие как пороговая функция, которая передает 1, если вход больше некоторого порога, и 0, если меньше. Однако, линейные функции активации имеют недостаток в том, что они не могут аппроксимировать нелинейные зависимости в данных, которые часто встречаются в реальном мире. Поэтому были разработаны нелинейные функции активации, такие как сигмоида, гиперболический тангенс, ReLU и другие. Нелинейные функции активации позволяют нейросети выделять более сложные и абстрактные признаки из данных, и решать более сложные задачи.

Новые типы нейронов были разработаны для решения специфических задач, таких как обработка временных рядов, изображений, текстов и звуков. Например, рекуррентные нейроны — это нейроны, которые имеют обратные связи, то есть могут передавать свой выходной сигнал себе же на следующем шаге. Это позволяет им запоминать предыдущие состояния, и обрабатывать последовательные данные

В первой революции нейросетей изучали нейроны со всего тела человека. А во второй революции только нейроны мозга
В первой революции нейросетей изучали нейроны со всего тела человека. А во второй революции только нейроны мозга

## Третья революция нейросетей: 2000-2024 (настоящее время)

В начале XXI века произошел третий взрыв интереса к нейросетям, благодаря улучшению вычислительных возможностей, увеличению доступности данных и разработке новых типов и архитектур нейросетей. Особенно важной была появление графических процессоров (GPU), которые позволили ускорить обучение и применение нейросетей в десятки и сотни раз. GPU — это специализированные чипы, которые изначально использовались для обработки графики в видеоиграх, но оказались очень эффективными для параллельных вычислений, необходимых для нейросетей.

С помощью GPU нейросети стали глубже, шире и сложнее, и могли обрабатывать огромные объемы данных, такие как изображения, видео, тексты, звуки и другие. Нейросети также стали более разнообразными, и появились новые типы и архитектуры, такие как сверточные нейросети, рекуррентные нейросети, генеративные состязательные нейросети, нейросети с долгой краткосрочной памятью, нейросети с вниманием, трансформеры и другие.

Сверточные нейросети — это нейросети, которые используют операцию свертки для анализа локальных признаков в данных, таких как изображения. Свертка — это математическая операция, которая применяет небольшой фильтр (ядро) к каждому участку данных, и получает новое значение, зависящее от совпадения фильтра и данных. Сверточные нейросети состоят из нескольких слоев свертки, которые выделяют все более высокоуровневые и абстрактные признаки из изображений, такие как границы, формы, цвета, текстуры, объекты и сцены. Сверточные нейросети показали превосходные результаты в задачах распознавания изображений, видеоанализа, компьютерного зрения и других.

Рекуррентные нейросети — это нейросети, которые имеют обратные связи, то есть могут передавать свой выходной сигнал себе же на следующем шаге. Это позволяет им запоминать предыдущие состояния, и обрабатывать последовательные данные, такие как речь, текст, музыка и другие. Рекуррентные нейросети состоят из нескольких слоев рекуррентных нейронов, которые могут кодировать, декодировать и генерировать последовательности. Рекуррентные нейросети показали превосходные результаты в задачах распознавания речи, машинного перевода, синтеза речи, обработки естественного языка и других.

Генеративные состязательные нейросети — это нейросети, которые состоят из двух сетей, соперничающих друг с другом: генератора и дискриминатора. Генератор пытается создавать новые данные, похожие на реальные, а дискриминатор пытается отличить реальные данные от сгенерированных. В процессе обучения обе сети улучшают свои навыки, и генератор становится способным создавать очень реалистичные данные, такие как изображения, видео, тексты и другие. Генеративные состязательные нейросети показали превосходные результаты в задачах синтеза изображений, стилизации изображений, суперразрешения изображений, генерации текстов и других.

Нейросети с долгой краткосрочной памятью — это нейросети, которые используют специальный тип рекуррентных нейронов, которые могут хранить и забывать информацию в зависимости от ее важности. Это позволяет им обрабатывать длинные и сложные последовательности, такие как тексты, речь, музыка и другие. Нейросети с долгой краткосрочной памятью показали превосходные результаты в задачах машинного перевода, синтеза речи, обработки естественного языка и других.

Нейросети с вниманием — это нейросети, которые используют механизм внимания, который позволяет им фокусироваться на наиболее важных частях данных, и игнорировать нерелевантные. Это позволяет им улучшить качество обработки и генерации данных, таких как тексты, речь, изображения и другие. Нейросети с вниманием показали превосходные результаты в задачах машинного перевода, синтеза речи, обработки естественного языка и других.

Трансформеры — это нейросети, которые используют только механизм внимания, и не используют свертки или рекуррентность. Это позволяет им обрабатывать параллельно большие объемы данных, такие как тексты, речь, изображения и другие. Трансформеры показали превосходные результаты в задачах машинного перевода, синтеза речи, обработки естественного языка и других.

Нейросети продолжают развиваться и совершенствоваться, и открывают новые возможности и перспективы для человечества. Нейросети могут помогать нам в различных сферах жизни, таких как образование, медицина, искусство, развлечения, безопасность и других. Нейросети также могут стать нашими партнерами, друзьями и собеседниками, которые могут понимать нас, поддерживать нас и вдохновлять нас. Нейросети — это одно из самых удивительных и важных изобретений человечества, которое может изменить наш мир к лучшему.

Итак, если тебе интересна тематика Нейросетей, тогда подписывайся. Ведь в следующих статьях я расскажу про сами нейросети ( например Chat GPT ) и как ими пользоваться!