Скажу честно, не люблю эту парадную. Хоть это и модерн.
Считаю ее совершенно безвкусной.
Но тут, скорее, претензия не к первоначальному автору холла, а к креативу коммунальщиков. Ну что за безвкусная раскраска? Словно Дуняша из сказки «Морозко»... Только она была смешная, а эти – даже какие-то страшные…
Но мои личные неприязни - не повод не показать вам эту лестницу. Это доходный дом Куликова. Его в 1907 году построил Леонид Котов.
Гражданский инженер и сам здесь жил некоторое время. С ним соседствовали коллеги - С. Моракицкий и О. Штайгер.
Но, пожалуй, самым известным жильцом стала Нина Демме - первая в мире женщина-полярник.
Жила Демме в 10-й квартире - с 30-х годов и самой смерти. С перерывами на свои экспедиции, первая арктическая из которых как раз состоялась в 1929 году.
У нашей героини за плечами уже был университет и серьезный экспедиционный опыт. Демме направили в Арктику научным работником-биологом. Позднее эта экспедиция войдёт во все школьные учебники. Во время этого похода ледокол «Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах.
«И развернулся перед нами студёный океан! Вот и Новая Земля… Не думала я тогда, что тёмные громады её островов позднее будут исхожены мною и по суше и по воде, что так долго она мне будет служить "домом родным"… Объект моих исследований на скале Рубини Рок. Рубини Рок, вот где оставлено моё сердце!» - написала в своем дневнике наш ученый.
Из 11 зимовщиков она была единственной женщиной. Первой в мире полярницей!
В 1932-м Демме уже плыла «к ещё более таинственной и неизвестной Северной Земле». Снова из четверых экспедиторов она была единственной дамой. Теперь - первой в мире женщиной – начальником зимовки!
Однако эта экспедиция сложилась неудачно. Осенью сильными штормами смыло продовольствие, топливо, саму избушку чуть не унесло. Полярники были вынуждены остаться на незапланированный второй год зимовки – в холоде и голоде. Северную Землю задавило тяжёлыми льдами и ледоколы не смогли к ним пробиться. А самолет, пытавшийся их забрать, потерпел аварию.
Позже Демме ещё не раз побывала в этих местах. Ученый будет обследовать острова, снимать их на карту, описывать колонии гаги. Она любила работать одна. Коллеги оставляли ей продовольствие на три-четыре недели и уходили.
«Вообще я не любила работать с помощниками – рисковать, так одной – были главные соображения, а наблюдения выигрывали всегда, если они производились одним лицом», - рассказывала она.
После севера она отправилась исследовать Сибирь. Нина Петровна была человеком скромным и о себе писала мало. К счастью, мы теперь знаем, в каком доме она жила.
По словам родственников, тогда это был типичный питерский дом с двором-колодцем, чёрным ходом и парадным. Демме жила в коммуналке на шесть соседей. В квартире был большой общий холл, кухня с шестью столами, посредине – огромная плита.
«У Нины была большая комната, но значительную часть её занимал рояль, на полу лежала шкура белого медведя, которого она убила на Севере. Мы, когда приезжали в гости, спали на полу, под роялем», - приводит слова Ирины Яновны сайт РГО.
Демме, если была дома в Ленинграде, всё время проводила за пишущей машинкой. Работала, писала воспоминания, дневники. Что с ними стало, родственники не знают.
«Когда Нина умерла, нам с сестрой дали неделю, чтобы освободить комнату. Нам было тяжело всё сделать. У неё под роялем стоял большой сундук, в нём была Большая советская энциклопедия и какие-то документы, их не разобрали, так они там и остались…», - рассказала родственница.
И вот уже после этой истории мое сердце смягчилось. И с грустью люблю этот дом. И даже ярких дам в его парадной. Когда знаешь историю места и его жильцов, уже совершенно по-другому к нему относишься.
📍Адрес: Бронницкая улица, 14б
Дома вообще открывают порой невероятные истории. Так, например, доходный дом Семеновой-Тян-Шанской на Васильевском острове рассказал о своем жильце – создателе парашюта Глебе Котельникове.