Иногда не так славит дом хозяин, как один из жильцов. Это как раз про сегодняшнего нашего героя. Для знакомства с ним мы перемещаемся на 14-ю линию Васильевского острова.
Этот дом был построен ещё в 1875 году архитектором Карлом Циглером фон Шафгаузеном. Зодчий построил его для себя.
Через 20 лет (примерно с 1891-го) участок приобрела Е. М. Семенова –Тян-Шанская. На сайте «Ситиволс» она указана как жена Д. П. Семенова - сына географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Однако из семи детей этнографа я никого не нашла на букву «Д». И тут мое расследование зашло в тупик. Установить степень родства владелицы нашего дома и ученого мне не удалось.
Здание на 14-й линии принято именовать доходным домом Семеновой-Тян-Шанской. Для нее архитектор Константин Маковский в 1911 году переделал фасад под неоклассицизм.
Гостей в парадной встречают две колонны. Объема помещения добавляют пилястры на стенах. До квартиры зашедшего провожают цветочные кружевные перила.
Почти 30 лет по этой лестнице поднимался главный герой этого материала (не считая самого дома). Речь идет об одном из жильцов - изобретателе авиационного ранцевого парашюта Глебе Котельникове. Он жил здесь с 1912 года по 1941-й.
Этим мне и нравится изучать дома – порой они открывают тебе страницы истории, о которых ты никогда и не задумывался. Например, я никогда не задавала себе вопрос – как появился парашют? Но благодаря «случайно встрече» с Котельниковым в парадной узнала много нового.
История одного жильца
Глеб Котельниковых был представителем рода потомственных дворян. Родился он в Полтаве в 1872 году в семье преподавателя механики и высшей математики. Положение семьи резко ухудшилось со смертью отца. Юноша успел закончить гимназию в Петербурге, но от планов продолжить обучение пришлось отказаться – он пошел на военную службу.
В 1899 году офицер Котельников женился на Юлии Волковой - дочери художника В. А. Волкова. Супруги знали друг друга с детства. Они прожили счастливо 45 лет, с 1910 года – в Петербурге.
Котельников устроился в труппу Народного дома Императора Николая II, став на 39-м году жизни профессиональным актером под псевдонимом Глебов-Котельников. Но все изменила одна трагедия. Но не в его семье, а свидетелем которой он стал.
24 сентября 1910 года Котельников на Всероссийском празднике воздухоплавания в Санкт-Петербурге наблюдал показательными полетами знаменитого летчика Льва Мациевича. Во время последнего полета авиатор взлетев на максимально возможную высоту на своем «Фармане», но вдург самолет не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи.
На Котельникова трагедия произвела такое сильное впечатление, что он решил непременно придумать средство для спасения летчиков. Всего за 10 месяцев он разработал то, что хотел. Но для этого разработчику пришлось сильно потрудиться. Ночи напролет он рисовал чертежи и изготавливал по ним модели. Готовые образцы сбрасывал с запущенных воздушных змеев или с крыш домов. Опыты шли один за другим.
В результате на свет появился парашют РК-1 («Русский, Котельников, модель №1»). Это был металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Туда укладывался парашют круглой формы. При необходимости летчик дергал кольцо, крышка коробки откидывалась и мощные пружины выбрасывали купол наружу.
Котельников заменил тяжелый лен легким шелком. В край парашюта он вшил тонкий эластичный трос, стропы разделил на две части, что позволило управлять приспособлением. К слову, эта конструкция парашюта применяется и в наши дни.
Испытания парашюта прошли успешно, Котельников решил срочно внедрять его в авиацию и написал в 1911 году обращение к военному министру.
Но тут все пошло совсем не по плану. Окрыленного изобретателя опустили на землю без парашюта...
Начальник Воздухоплавательной школы, генерал-майор Александр Кованько заявил, что летчик должен покидать самолет только после раскрытия (или одновременно с раскрытием) парашюта. Доводы Котельникова его не убедили – он забраковал проект, наложив резолюцию «За ненадобностью». Российский патент на свое изобретение Котельников не получил.
Зарегистрировать патент на парашют ему удалось только во Франции 20 марта 1912 года. При этом Котельников твердо решил добиваться на Родине проведения официальных испытаний.
6 июня 1912 года в деревне Салюзи под Гатчиной он провел испытания с воздухоплавательным аппаратом (самолет использовать ему запретили). В мемуарах Котельников писал, что манекен для прыжка был сделан им похожим на генерал-майора Александра Кованько - точно с такими же усами и длинными баками. Вот такая вот изящная месть. Испытания прошли успешно - «Кованько» успешно приземлился.
Печатные издания прославляли Котельникова, однако Главное инженерное управление никак не отреагировало на успех конструктора. Он снова завел разговор об испытаниях уже с летящего самолета, то снова олучил категорический отказ.
Сам великий князь Александр Михайловича (шеф Императорского военно-воздушного флота) ответил Котельникову:
«Парашюты вообще-то вещь вредная, поскольку летчики при любой грозящей им опасности будут спасаться на них, предоставляя машины гибели…. Мы ввозим самолеты из-за границы, и их следует беречь. А людей найдем, не тех, так других!»
В это время из-за границы пристально следили за работой Котельникова. А сам инденер уже находился в печальном материальном состоянии. В итоге он дал согласие конторе «Ломач и К°» представить его изобретение на конкурсах в Париже и Руане.
Владелец этой конторы Вильгельм Ломач получил у правительства Франции разрешение на выполнение прыжка с парашютом живого человека. Участником эксперимента стал русский спортсмен и ярый поклонник нового изобретения Владимир Оссовский. Местом был выбран мост через Сену в городе Руане. Успешный прыжок с 53-метровой высоты состоялся 5 января 1913 года.
Уже в 1913 году за границей стали появляться первые модели парашютов - немного модифицированные копии РК-1. Иностранные компании наживали целое состояние на них.
Общественность в России упрекнуло правительство за безразличие к изобретению Котельникова. Но военное министерство было непреклонно. Кроме того - оно массово закупило французские парашюты конструкции Жоржа Жюкмеса.
Лед оттаял только во время Первой мировой войны – русские летчики требовали снабдить их РК-1 и министерство пошло им навстречу. Котельников с большой энергией взялся за работу. Парашюты были сделаны в срок.
Но не все так гладко, как казалось - дальнейшее их производство вновь было приостановлено. Затем произошла Октябрьская революция и грянула гражданская война.
Но свое детище разработчик не бросил. В 1923 году Котельников создал полужесткий ранцевый парашют РК-2. Позднее появился и РК-3 - с мягким ранцем. Через год появился РК-4 с куполом диаметром 12 метров: он обеспечивал мягкую посадку груза массой до 300 кг.
В 1926 году Глеб Евгеньевич отошел от дел по разработке новых моделей и подарил все свои изобретения и наработки советскому правительству.
После начала Великой Отечественной войны Котельников оказался в блокадном Ленинграде. Он принимал активное участие в противовоздушной обороне города. В 1941 году его тяжелейшем состоянии эвакуировали из дома на Васильевском острове в Москву.
За выдающиеся заслуги в январе 1944 года Котельников был награждён орденом Красной Звезды. Он умер в ноябре того же года. Его могила находится на Новодевичьем кладбище и является местом паломничества парашютистов.
📍Адрес: 14-я линия В.О., 31
Если вам интересно было читать статью - подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые. Ранее мы познакомились с генералом-майором Валерианом Зелениным, зайдя в удивительную парадную на Лесном проспекте. Но попасть туда было непросто.