Найти в Дзене
DEUTSCHÖSTERREICH

Курфюрст Ян Виллем

На нотгельде в 500 000 марок города Дюссельдорфа изображён памятник курфюрсту Иоганну Вильгельму II (1679-1716) более известному среди жителей Дюссельдорфа, как Ян Виллем.

Дюссельдорф. 500 000 марок 1923
Дюссельдорф. 500 000 марок 1923

Бронзовая статуя весом 8 тонн, была изготовлена ещё при жизни курфюрста, в 1711 году. Автором этого выразительного памятника выполненного в стиле барокко является Габриель де Групелло (Gabriel de Grupello), придворный скульптор дома Пфальц-Нойбургов.

Существует легенда, что памятник был сооружён на деньги, собранные для этой цели горожанами, на постаменте действительно выбит памятный текст: "Установлен благодарными жителями в 1711 году". В 1831 году по проекту Адольфа де Вагедаса было обновлено довольно скромное основание памятника.

-3

Несмотря на огромный опыт, Групелло не захотел рисковать, и взял за основу памятника Яну Виллему, конную скульптуру Великого Курфюрста в Берлине, выполненную Шлютером. Убрав фигуры рабов у цоколя, Групелло сохранил основную концепцию скульптуры, создав образ грозного и мудрого правителя. Как и у великого курфюрста, фигура Виллема одета в античный костюм и пышный парик, и так же торжественно восседает на коне.

Это огромная конная скульптура высотой до 4 м и весом 8 000 кг. И вот мастер приступает к отливке. Как будто бы всё просчитано и определено. Он известный мастер и легко должен сделать отливку. Но она не получается. Огромные раковины и трещины говорят о его просчётах. Он срывается на подмастерьях, но это ничего не меняет.

По городу уже поползли слухи, и если ему не удастся вторая отливка, то придётся покинуть Дюссельдорф. Ведь согласиться на третью попытку – это расписаться в своём бессилии. Так нарастает напряжение. Наконец, назначается день второй отливки. Любопытные горожане стекаются на площадь. Мэтр нервничает. Но пора начинать. Поначалу всё идёт хорошо, но чем дальше идёт процесс, тем больше волнуется Групелло. Он посылает подмастерьев на склад и требует ещё и ещё добавок к литью. Но склад пуст. Растерянный и бледный стоит мэтр у своего детища. Неужели опять неудача? Полная тишина повисает над площадью. И вдруг, один из его учеников подняв подол фартука, бросается к толпе. "Серебро, серебро" – кричит он, и горожане сразу понимают, что от них ждут. И вот уже в подол летят серьги, кольца и цепочки. Жители близлежащих домов несут посуду и ложки. И всё это бросает мальчишка в бурлящий металл. Ведь это был не просто металл.

Дюссельдорф, памятнику маленькому подмастерью (Gießerjunge)
Дюссельдорф, памятнику маленькому подмастерью (Gießerjunge)

Серебро ещё хранило тепло человеческого тела благородных дюссельдорфцев. Ожил мастер. "Серебро для памятника нашего любимого курфюрста" – всё ещё кричит мальчишка, но Групелло уже уверенно завершает плавку. Проходит немного времени, остывает металл, и толпа облегчённо вздыхает. Памятник готов, и теперь он будет вечно стоять на этом месте. А благодарный мастер отливает фигурку своего ученика, и в знак признательности устанавливает её на крыше литейки.

Много лет спустя, знаменитый поэт Генрих Гейне, будет вспоминать, как он мальчишкой, прибегал к этому памятнику и "..часами простаивал перед статуей, ломая себе голову над тем, сколько на неё пошло серебряных ложек и сколько яблочных пирожков можно было бы купить за такую уйму серебра".

Но вернёмся к памятнику маленькому подмастерью. Позднее, он найдёт своё место на углу площади и будет подсвечиваться ночью специальными прожекторами. Так и стоит он там сегодня, слегка приподняв подол фартука, невольно напоминая нам о том, как жители города помогли своему великому мастеру.