В условиях Арктики из-за низких температур любые аккумуляторы очень быстро разряжаются. Вместо них обычно используют дизельное топливо, но доставлять его на Крайний Север достаточно сложно, затратно и не экологично. Альтернативой солярке может стать водород.
Все началось с того, что в межотраслевом научно-производственном центре инновационных технологий Sidera в Красноярске решили поставить водородный двигатель на электромобиль Tesla. Из бака емкостью 3 кг водород подавался в топливный элемент, где при взаимодействии с атмосферным кислородом образовывалась электроэнергия. Благодаря такому изменению запас хода машины увеличился с 400 до 1 000 км.
После удачного эксперимента было решено доработать двигатель под экстремальные условия Арктики. Для этого пришлось изменить его конструкцию, состав катализаторов, систему охлаждения и подогрева топливного элемента (его, помимо прочего, обрабатывают специальным составом).
В центре Sidera, где создали новый водородный двигатель, несколько лет назад трудились над первым российским электрокаром. Sidera Apus была на 85 % отечественной разработкой. Мощность электромоторов этой полноприводной машины варьировалась от 300 до 1 080 л.с., а заявленная дальность хода насчитывала 1 000 км. Правда, до реализации концепции дело так и не дошло.
Главная проблема водородных технологий — дороговизна топлива. Чтобы проехать на автомобиле с водородным двигателем 10 км, придется потратить около 200 рублей. Поездка на обычной машине на бензине обошлась бы в четыре раза дешевле. При этом десяток автомобильных двигателей способны в сильные морозы обогреть многоквартирный дом.
Как бы то ни было, новый водородный двигатель планируют отправить в производство уже во второй половине этого года. Помимо Красноярска, изготавливать его хотят и в Донецке. Кроме того, сейчас специалисты Sidera работают над созданием топливных элементов для беспилотных летательных аппаратов, которые применяются для геологоразведки в арктических условиях.
Интересно? Сделали подборку материалов по теме: