Найти тему
История КАМАЗа

Когда появились роботы на КАМАЗе?

На производстве автомобилей КАМАЗа в настоящий момент задействован 231 робот. Недавно СМИ сообщили, что КАМАЗ «планирует за ближайшие годы увеличить количество установленных на производстве роботов до 615 единиц, а к 2030 году – внедрить 923 робота. Таким образом, «плотность» роботизации должна достичь 280 роботов на 10 тысяч работающих человек» (https://vestikamaza.ru/posts/plotnost_robotizaczii_na_kamaze_k_2030_godu_dostignet_280_robotov_na_10_tys_chelovek/)

В связи с этим есть повод рассказать о том, когда на КАМАЗе появились первые роботы. К тому же, увы, у некоторых молодых людей складывается впечатление, что роботы на КАМАЗе появились совсем недавно. Появляются высказывания, что будто бы на КАМАЗе в советские времена вовсе роботов не было…

Но это не так!

Первое упоминание о роботах нашёл в газете 1976 года. Внизу небольшая заметка из газеты «Труд» от 26 августа 1976 года, информирующая о прибытии на прессово-рамный завод (ПРЗ) первой партии промышленных роботов.

Уже к осени 1976 года на ПРЗ функционировали несколько типов роботов. Роботы первого типа фирмы ЮНИМЕЙТ применялись для дуговой и контактной сварки, приваривали петли к обвязкам бортов. Роботы второго типа с грузоподъёмностью от 30 до 60 килограммов снимали детали с прессов и опускали их в специальные ящики. Роботы третьего типа фирмы АИДА «механическая рука» были предназначены для транспортных работ: снятия, укладки и погрузки.

Газета «Труд» от 13 ноября 1976 года сообщала, что на КАМАЗе «шесть конструкторских бюро и лаборатория промышленной электроники занимаются разработкой «обучаемого» камазовского робота».

-2

А в 1977 году в отделе компоновок и автоматического транспорта управления главного конструктора по оборудованию и сложной оснастке (УГК ОСО) КАМАЗа начались первые работы по разработке роботов и манипуляторов.

14 октября 1981 года Фаустов Василий Алексеевич – генеральный директор КАМАЗа (1981-1987) подписывает приказ «О развитии применения промышленных роботов и манипуляторов на КАМАЗе», в котором говориться о создании централизованной службы при УГК ОСО КАМАЗа.

Посмотрите план внедрения промышленных роботов на КАМАЗе в 1981 году.

-4

Обратите внимание, что наряду с установкой японских и болгарских роботов и манипуляторов, в документе идёт речь и об отечественных роботах типа МП-9С, Циклон-5, Универсал-15М.

Предлагаю вам познакомиться с роботами, разработанными, изготовленными и внедренными собственными силами работников КАМАЗа в первой половине 1980-х годов.

Известно, что в 1983 году на КАМАЗе дополнительно заработали ещё 40 промышленных роботов. Лидерами по уровню роботизации в 1980-е годы являлись прессово-рамный и агрегатный завод. (Для справки. В период с октября 1977 по апрель 1995 года автомобильный завод был разделён на автосборочный и агрегатный).

Робот-сварщик задних и средних мостов на агрегатном заводе.
Робот-сварщик задних и средних мостов на агрегатном заводе.

В 1985 году на агрегатном и прессово-рамном заводах были созданы лаборатории внедрения и ремонта промышленных роботов.

-12

Обратите внимание, что только на одном агрегатном заводе к 1990 году должен был работать 241 робот!

-13

Прочтите интервью с Цицарем Валентином Яковлевичем – начальником лаборатории применения промышленных роботов, опубликованное в газете «Рабочий КАМАЗа» от 6 февраля 1986 года.

-14

Между прочим, во времена Советского Союза в Набережных Челнах находились умельцы, кто мечтал приспособить роботов не только на производстве машин, но и на стройке. О Мартьянове Валентине Павловиче, разработавшем в конце 1970-х годов робота – каменщика, ранее рассказывал здесь - https://dzen.ru/a/X-V19bWQzx1kYFkK

-15