Обзор немецких медиа
🗞(+)Die Welt в статье «600 бункеров, противотанковые заграждения, минные поля - как страны Балтии готовятся к нападению Путина» рассказывает, что страны Балтии не готовы полагаться на заверения Владимира Путина, что они не подвергнутся нападению. Эстония опубликовала планы по охране границы с Россией. За образец взята российская линия Суровикина на Украине. Но есть проблема. Уровень упоротости: повышенный 🟠
В интервью Такеру Карлсону президент России Владимир Путин подчеркнул, что Россия не заинтересована ни в Польше, ни в Латвии. Он направит свою армию против этих стран только в том случае, если они нападут на Россию. О территориальных претензиях там «не может быть и речи». В прибалтийских столицах на это не верят [и правильно делают. Я тоже думаю, что Сам немного лукавит 😀 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Во вторник, через несколько дней после интервью Карлсона, стало известно, что Россия объявила в розыск премьер-министра Эстонии Кайю Каллас. Она стала первым иностранным главой правительства, объявленным в российский розыск.
Таллинн, Рига и Вильнюс уже много лет настаивают на повышении обороноспособности. Расходы на оборону этих трех стран превышают целевой показатель НАТО в 2% и вскоре должны вырасти до 3%. Страны уже много лет предупреждают, что их территория не должна быть просто «путами» для российской армии. В случае войны нападающие должны быть немедленно отбиты, а не полагаться на отвоевание потерянных территорий в ходе контрнаступления [ну, желание-то понятно. Однако, увы, слабореализуемое 😀 — прим. «М.П.»].
Именно поэтому Североатлантический альянс усилил миссию НАТО «Усиленное передовое присутствие» в трёх странах, которая действует с 2017 года. Германия, например, хочет присутствовать в Литве в составе бригады, т. е. около 4 000 солдат. Воздушное пространство над странами Балтии, у которых нет собственных ВВС, охраняется Объединённой миссией НАТО по противовоздушной и противоракетной обороне.
Однако в прибалтийских столицах считают, что расширения существующих возможностей недостаточно. Теперь три страны хотят построить совместную линию обороны на восточной границе с Россией и Белоруссией. Планы Эстонии пока не разглашаются. Эстония хочет защитить свою почти 300-километровую сухопутную границу с Россией 600 бункерами стоимостью €60 млн. Аналогичные планы есть у Литвы и Латвии. Линия обороны призвана закрепить обещание НАТО бороться за каждый метр территории Альянса.
Главы прибалтийских государств явно вдохновлялись «Линией Суровикина» на юго-востоке Украины. Это сложная система оборонительных сооружений, противотанковых заграждений и минных полей длиной в несколько сотен километров и шириной в несколько километров. В прошлом году она помогла россиянам сдержать украинское контрнаступление. Однако есть сомнения в эффективности этой «балтийской линии» в случае российского нападения, поскольку ситуация в странах Балтии и на фронте в восточной Украине несопоставимы.
Если бы Россия начала войну в странах Балтии, то это было бы массированное наступление, с бронетанковыми колоннами, выдвигающимися к границе, ракетными ударами по военным и гражданским объектам и полётами вертолётов в глубинке - если вообще можно говорить о глубинке в маленьких странах Балтии. Именно так описывают ситуацию авторы доклада американского аналитического центра Center for Strategic and International Studies.
В отличие от Украины, этим трём странам не хватает стратегической глубины. Это означает, что здесь нет зоны отступления, где вооружённые силы могли бы перегруппироваться в борьбе с Россией. Линия обороны замедлит продвижение российских бронетанковых колонн - но не более того.
Существует ещё одна проблема: поскольку три страны подписали договор о запрете противопехотных мин, приграничная территория не должна быть заминирована. В Эстонии заместитель председателя парламентского комитета по обороне уже призвал страну выйти из соглашения.
В сильно милитаризованном российском эксклаве Калининграде размещены системы противовоздушной обороны, а также передатчики электронных помех, которые могут препятствовать приёму сигналов GPS во всём регионе Балтийского моря. Большую угрозу представляют российские ракеты «Искандер», чей 500-километровый радиус действия из Калининграда охватывает весь Балтийский регион и доходит до Берлина. У стран Балтии нет противоядия, поскольку местные системы ПВО NASAMS, развёрнутые в рамках миссии НАТО, имеют слишком малый радиус действия.
Латвия и Эстония заказали у Германии системы Iris-T за €1 млрд. Но, как показала война на Украине, эта система может сбивать российские беспилотники и некоторые крылатые ракеты, но не тяжёлые баллистические ракеты.
Существует риск, что в случае войны Россия может закрыть так называемый Сувалкский разрыв между Калининградским эксклавом и Белоруссией - а значит, и единственное сухопутное сообщение между Литвой и Польшей. К этому следует добавить огромную логистическую проблему, с которой сталкивается НАТО при быстром развёртывании дополнительных сил в странах Балтии. Страны Балтии, которые исторически были связаны с российской железнодорожной сетью, до сих пор не имеют связи с европейской железнодорожной сетью. Проект Rail Baltica, соединяющий эти три страны с Польшей, должен быть завершён только к 2030 году.
Три прибалтийские страны, безусловно, не беззащитны перед возможным нападением. Страны заказали у США грозные мобильные системы HIMARS, которые также должны быть оснащены ракетами ATACMS, способными летать на расстояние до 300 километров. Эта ракетная артиллерия не сможет надолго остановить русских, пишет Лукас Милевски, научный сотрудник американского аналитического центра Foreign Policy Research Institute.
В конечном итоге всё зависит от того, как быстро НАТО сможет перебросить дополнительные силы в страны Балтии - и что предпримет Вашингтон. Если президентом станет Дональд Трамп, то лояльность американцев к альянсу может оказаться по меньшей мере под вопросом.
Автор: Павел Локшин. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: вообще, если бы я был представителем властной верхушки Трибалтийских Вымиратов, то с начала СВО сидел бы как мышь, забившись в щель, утирал холодный пот со лба и лихорадочно гадал, кто же следующий. Ребята же выбрали путь разрушения русских памятников и репрессий в отношении русскоязычных. Так что на их месте я бы не удивлялся в случае чего.