Зампред Сбербанка Станислав Кузнецов признал, что Центробанк и отечественные банки не могут полностью справиться с телефонным мошенничеством. Главной проблемой он назвал применение simbox оборудования, виртуальные АТС и звонки абонентам в мессенджерах.
Как сообщается, количество обычных звонков клиентам банка составляет примерно 8 млн в сутки. С учетом массовых обзвонов и вызовов в мессенджерах, эта цифры увеличивается почти в два раза – до 15 млн.
По данным Банка России, несмотря на созданную антифрод-систему, общую базу сомнительных номеров и собственные меры безопасности операторов, каждый год телефонные мошенники наносят ущерб клиентам кредитных организаций на сумму порядка ₽2 млрд.
Вадим Кулик – зампред правления ВТБ, отметил, что в 2024 году мошенники активно пытаются заполучить не только средства граждан, но и такие данные клиентов, как учетные записи и биометрия. Для этого они пользуются помощью подрядчиков, имеющих доступ к внутренней инфраструктуре банков. При этом банки пока не знают, что злоумышленники планируют делать с похищенными сведениями.
Как один из вариантов усиления противодействия мошенникам, Кузнецов предложил создать объединенную систему, в которой будет собираться статистика правоохранительных структур, банков и профильных ведомств. Он особенно подчеркнул важность создания единой онлайн-платформы, предназначенной для обмена информацией. Она позволит снизить риски совершения финансовых преступлений.
Между тем, Эльвира Набиуллина сообщила, что ЦБ не против создания подобной платформы, однако банки не торопятся объединяться. Большинство отечественных кредитных организаций считают, что затраты на организацию системы будут намного больше, нежели эффект от них. Вместе с тем, далеко не все они готовы предоставлять данные клиентов партнерам. Набиуллина также признала, что сейчас не видит возможностей разрешения этой ситуации.
Руководительница Банка России также заявила, что регулятор готов вести надзор за организациями, которые отказываются или не в полной мере отчитываются о случаях мошенничества. “Ответственность за утечку данных необходимо повышать”, – сказала Набиуллина, отметив, что банки отлично научились защищать собственные интересы, однако их клиенты все еще уязвимыми перед схемами преступников.