Приложение «Лингво Тьютор» компьютерной программы «Лингво», которое хорошо зарекомендовало себя на российском рынке, отлично подходит для составления специализированных словарных баз, которые могут применяться учениками для изучения, закрепления и применения Вашего собственного лексического материала. По своим дидактическим возможностям данное программное обеспечение можно отнести к «компьютерным тренажерам», так как она содержит различные интерактивные упражнения с элеметами контроля. Рассмотрим их основные типы.
Приложение «Лингво Тьютор» содержит расширенный комплекс заданий с алгоритмом обеспечения обратной связи «программа – обучающийся», с помощью которых может осуществляться овладение лексикой на всех этапах ее изучения. В частности, программа позволяет реализовать: формирование произносительных навыков с помощью прикрепленных аудиофайлов; отображение связанных с лексическими единицами форм, примеров их использования в иноязычном контексте; отслеживание прогресса обучения и последующая его коррекция с помощью определения правильно и ошибочно переведенных терминов; обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся, а также возможности самостоятельного определения уровня усвоения материала (каждой словарной карточке могут быть присвоены пометки «учить», «отложено» или «выучено» для определения дальнейших действий программы).
В программе для изучения и закрепления лексики в пяти упражнениях используются тестовые задания как открытого, так и закрытого типов.
Упражнение «Знакомство» предназначено для ознакомления с новыми лексическими единицами по различным разделам специализированных языковых дисциплин. Цель – предварительная работа с лексикой, которая будет составлять основу урока. Слово и его перевод отображаются в верхней и нижней части окна, дополнительно предусматривается возможность прослушивания правильного произношения.
В упражнении «Мозаика» обучающемуся предлагается два списка слов на иностранном и русском языках. Задание является стандартным тестом «на соответствие» с целью установления правильного соответствия между парами слов и словосочетаний. В основе упражнения используется принцип ситуационной догадки – на начальном этапе его выполнения обучающийся сможет сопоставить известные ему пары слов, а затем, проанализировав оставшиеся незнакомые, доделать задание.
Упражнение «Варианты» базируется на принципе закрытой формы тестовых заданий – обучающемуся предоставляются готовые ответы, один из которых правильный (отображаются в правой части экрана). Задание представляет собой лексический тест для первичного контроля усвоения лексики после выполнения первых двух упражнений («Знакомство и «Мозаика»).
Следующее упражнение «Написание слова» является наиболее сложным в обучающем тренировочном цикле. В его основу положен принцип открытой формы отображения вариантов ответа. Обучающийся дает ответ на открытые тестовые задания без каких-либо предлагаемых программой вариантов и подсказок – при выполнении упражнения ему необходимо самостоятельно вспомнить перевод заданного слова. В случае правильного ответа программа отметит введенное слово зеленым цветом, неправильного – красным.
Завершающим заданием является упражнение «Самопроверка». Его выполнение состоит из двух этапов – вначале обучающий должен оценить правильность варианта, предлагаемого программой.
Достигнутый обучающимся прогресс отображается после завершения заданий – программа подсчитывает количество правильных/неправильных ответов. За счет наличия функция коррекции ошибок обучающиеся могут повторно потренироваться в переводе лексических единиц, при отработке которых были выявлены ошибки.
Создание или разработка специализированных словарных баз осуществляется с помощью стандартной программы Excel Microsoft Office. Преподаватель получает возможность корректировать процесс изучения тематической лексики и самостоятельно добавлять в словарь новые лексические единицы, не вошедшие в раздел программы дисциплины, исходя из его практического опыта, необходимые обучающимся для полноценного освоения темы.
Добавить учебный словарь, который Вы сами сделали, очень легко. Сохраняете его в формате xls и добавляете из самой программы.
Я сам являюсь преподавателем вуза и мы с учениками сделали приличное количество таких словарей с упражнениями, по которым они сами с удовольствием занимались в свободное время. И весело и наглядно) Так что дерзайте.
Необходимо отметить, что запоминание слов, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается. Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель действия. Использование программы способствует более эффективному освоению учебного материала за счет перехода от его механического заучивания к самостоятельному приобретению новых знаний через практико-ориентированную, интерактивную форму обучения.
Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученную информацию человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным.
Всем спасибо!!!