Как говорится, ничего не предвещало. Утро было славное, прохладное, спокойное и полное сил. На сегодня был запланирован практически день отдыха, 250 километров пробега по асфальту, значит, можно не спешить, поваляться в кровати, вкусно позавтракать и прогуляться на рынок и закупиться сувенирами. И да, нечего бояться этой Монголии, все тут нормально, значит запас бензина, возимый в гермомешках, заливаем в бак, с лишним весом надо бороться.
Завтрак удался, монголы умеют готовить мясо. Причем в магазинах мне не попадалось колбасы или сосисок, судя по всему мясо здесь либо бегает по степи, либо стоит на столе, третьего состояния нет. С рынком все было грустнее, из местных, интересных товаров наблюдалась только конская сбруя и остроносые сапоги, в остальном же завал дешевого китайского барахла. Побродив по рынку и не впечатлившись пошли к выходу, там встретили земляков, пробивающихся на джипе к какому-то озеру. Сувенир нашелся в немаленьком супермаркете, это монгольский флажок, такая вещь нам пригодится, а в остальном - ничего примечательного. Хотя нет, постойте, среди мешков муки стоят новые мотоциклы с гордым названием "Мустанг" (именно так, написано по-русски), судя по всему - китайцы местной сборки. Ценник около 80000 руб, если брать сразу два - будет дешевле. Вообще в Монголии встречается два вида техники, либо побитые жизнью Тойоты Приусы, либо вот такие мотоциклы, на которых аборигены носятся по степям со скоростями, которым позавидуют наши кроссмены.
Дело движется к обеду, но завтрак был совсем недавно, значит мчим до Ховда! Сказано - сделано, мотоцикл навьючен и мы едем.
Жизнь, бьющая ключом, нанесла первый удар сразу после поворота с центральной улицы, асфальт пропал, улица была отсыпана камнями, сначала укатанными и слежавшимися, а потом весьма подвижными и неустойчивыми. Мы даже остановились свериться с оффлайн-картой, я бодро наврал себе и жене о скором появлении асфальта, примерно вот за этой развилкой на карте, да и попылил дальше.
В замешательство привел деревянный мост. Он был в настолько убогом состоянии, что выезжать на него я не рискнул и перемахнул речку вброд, благо сейчас не весна и воды мало. Лена оказалась смелее и перешла мост пешком. Бродов через пять, настоящих бродов, не обезображенных мостами, ей надоело слезать с мотоцикла и делать красивые фотки, стали преодолевать водные преграды ходом. Ехать по твердой грунтовке со скоростью 20-30 километров в час было уныло, поэтому местами хулигалили до 70-80, дорога позволяла, Трансальп вроде бы тоже, хотя подвеску пробивало не раз и не два.
Первая остановка у указателя, тупо стоящего посреди степи и показывающего не конкретную дорогу, а направление пути, ибо дорог тут тысячи. Словно гигантская паутина они сходятся и расходятся, некоторые круто забирают в стороны, не то чтобы уткнуться в одинокую юрту на горизонте, не то чтобы вновь влиться в общую сеть. Лена периодически сверялась по навигатору, но польза от него весьма условная, кажется, тут нужнее компас. Одолев за пару часов километров пятьдесят стало грустненько, и с чего же я взял, что эта дорога асфальтрированная? Ах в навигаторе жирная полоска была? Нашел, блин, кому верить, первый раз чтоли эта электронная дрянь тебя подкалывает?
Вот так, ругаясь с самим собой и периодически убеждая спутницу в правильности нашего движения и отличном знании маршрута, мы уперлись в очередной брод. Тут требовалось снова подумать, следы колес уходили в воду, но противоположный берег - это отвесная стена высотой метра два, как туда забраться? Ладно, главное начать, а там авось и получится, поехали по течению. Нет, нет, не туда, там валуны. Разворачиваемся, преодолевая поток воды, пытающийся завалить мот и бодро омывающий кофры. Метров сто против течения и ура, нашелся вполне себе плавный заезд на берег.
Еще пара десятков километров пробега по приличной дороге порадовали стадами овец и далекими миражами. Вроде бы ты пониманиешь, что никаких озер на карте нету, но гладь воды впереди кажется абсолютно реальной и манящей. Покрытие ухудшилось, мот начал плавать по неглубокому песку. Иногда получалось обойти рыхлые лужицы по степи, иногда получалось поймать теряющий управление Трансальп аккуратным добавлением газа. Настоящим спасением был легкий дождь, который падал с абсолютно чистого неба, жаль, быстро закончился.
Встретились с двумя мотопутами, кажется с Кузбасса. Один из них, на Гусе, был относительно бодр, а вот второй, на старой Африке вид имел помятый и запыленный, контакт с земной твердью даром не проходит. Порадовав ребят рассказом о дорге позади, с бродами, но малым количеством песка, узнал, что меня песок ждет в избытке, дальше его будет много. Но не время унывать, встреченные путники смогли и порадовать, на нашем маршруте будет местечко Олгий, а там есть заправка. Перспектива остаться без бензина посреди красивой, но пустой степи меня не прельщала, а еще очень сильно хотелось есть.
Покатились дальше, песка становилось все больше. Окончательно задолбавшись остановились у очередной стелы посреди поля, стали медленно приходить в себя. Мозги, видимо, тоже занесло песком, они отчаянно скрипели и не уловили появление двух монголов на мотоцикле. Персонажи были колоритные, в халатах до земли, в национальных сапогах и лихо заломленных набок шапках. По-русски говорил лишь один из них, он поздоровался, представился сам и представил молчаливого друга и без лишних прелюдий потребовал водки. Водки у меня не оказалось, зато опасений от подобных встреч с местными после Тывы было в избытке. В подтвержение дурных мыслей монгол полез за пазуху, видимо за ножом...
Испугаться я не успел, слишком медленно работал мозг, зато постыдиться пришлось с избытком, так как в руках этого доброго человека оказалась ополовинненая бутылка водки и мятый стаканчик. На предложение выпить пришлось ответить вежливым отказом, но монголы не обиделись, выпили сами, показали на телефоне фотки добытых степных волков и тарбаганов, сели на мот и упылили прочь.
Нам же пора двигаться дальше, время не ждет и до конца светового дня осталось совсем немного, а вот до Ховда пока далековато. Хотя не время думать о ночевке, сейчас на очереди заправка и кафе, значит, снова пробиваемся сквозь песок в сторону Олгия вдоль большого озера. С каждым метром становится труднее, но трудности всегда заканчиваются (правда не всегда удачно). В этот раз боги пустынных дорог были к нам благосклонны и мы выехали на единственную улицу долгожданного поселка, она была залита ровным слоем бетона, и это великое счастье - двигаться по ровной твердой дороге. Для Лены нашлось кафе, где ей достались манты, монгольский чай из термоса и интернет, а я, наспех поев, поехал на заправку.
Трансальп тоже был успешно напоен, два работника заправки невозмутимо залили бак, взяли деньги, а вот со сдачей вышла заминка. Минут пятнадцать один из заправщиков слушал мои разноязыкие требования расчета, после откуда-то материализовался второй работник АЗС и вручил деньги, которые я незамедлительно потратил в магазине на запас воды и печенек.
Как бы не было тяжко и лениво, но до ночевки еще 130 километров, нужно собрать остатки сил, в стомиллионный раз в жизни пообещать себе сидеть дома, а не наживать приключений себе на пятую точку и перекинуть ногу через седло мота.
После окончания бетонной дорожки стало совсем тяжко, песок был глубокий, а дороги вдрызг разбиты. Пару раз приходилось разъезжаться с тяжелыми грузовиками, они прорезали в песке глубокие колеи, по ним идти было чуть проще, но вот выскочить из нее - задачка не из легких. Тут память уже начинает подводить, там было не до впечатлений, была лишь бесконечная борьба с неуправляемы мотом, которая выпила остатки сил. В одной из колей ослабевшее тело подвело, Ляп вильнул влево, зацепил высокий край и мгновенно рухнул набок, придавив кофром ноги, причем обе, мою и жены. С ней было все неплохо, со мной не очень, лодыжку пронзила боль, хотелось заорать, но смысл?.. Попытки столкнуть мот свободной ногой успехом не увенчались, очень уж он неудачно лег. Балансируя на придавленной ноге трехсоткилограммовая масса металла и пластика выворачивала прижатую лодыжку вбок, боль усиливалась и шевеление мота пришлось прекратить.
В лучших традициях сериалов именно на этой сцене я прерываю свой рассказ, он и так вышел весьма объемный. Если вам интересно развитие событий, да и наши похождения в целом - подпишитесь и оцените мое повествование лайком или комментарием, ваши оценки действительно помогают писать регулярно, а не растягивать написание пары абзацев на месяц. Спасибо за внимание и до скорых встреч!