Памятник Ломоносову работы С. Д. Меркурова, установленный в 1945 году перед Аудиторным корпусом на Моховой улице, с течением времени начал разрушаться, и в преддверии Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 году решено было заменить на новый. Поскольку С. Д. Меркуров умер в 1952 г., закономерно встал вопрос, кто из советских скульпторов уже работал с образом Ломоносова, чтобы качественно и в сжатые сроки выполнить этот ответственный заказ.
Еще 28 ноября 1939 года, накануне широко отмечавшегося в СССР 175-летия со дня смерти М. В. Ломоносова, специальным постановлением президиума Архангельского облисполкома было решено открыть музей и памятник знаменитому земляку на родине ученого ‒ в бывшем селе Денисовка (ныне Ломоносово) Холмогорского района. Однако из-за начала войны этот проект был отсрочен до лучших времен. Только в 1947 году Совет Министров РСФСР разрешил Архангельскому облисполкому вернуться к довоенному решению и установить памятник М. В. Ломоносову на его родине. В 1948 году Главное управление изобразительного искусства Комитета по делам искусств СССР получило указание приступить к проектированию памятника.
Над «архангельским» образом М. В. Ломоносова И. И. Козловский работал шесть лет. В 1954 году скульптура для будущего памятника принята представителями Архангельской области, в 1956 году доставлена в село Ломоносово и летом 1958 года заняла свое место на постаменте. 3 августа того же года состоялось торжественное открытие памятника. Он представляет собой бронзовую скульптуру высотой 2,85 м (вместе с постаментом ‒ 4,5 м). Ломоносов изображен сидящим на камне, в камзоле и парике, в спокойной позе, голова несколько приподнята, взор обращен чуть вправо ‒ в сторону реки. Для сравнения: бронзовая фигура М. В. Ломоносова во дворе Аудиторного корпуса Московского университета имеет высоту 3,6 м. Постамент высотой 5,1 м отделан красным гранитом Токовского месторождения. Автор архитектурного решения постамента – Г. Г. Лебедев. Торжественное открытие памятника состоялось 2 августа 1957 года.
Учитывая жесткие сроки (новый памятник ученому должен был быть установлен до начала Фестиваля молодежи и студентов), обращение Московского университета к И. И. Козловскому, как к наиболее компетентному на тот момент создателю образа первого русского академика, представляется логичным. Но с другой стороны, времени на то, чтобы придать новой скульптуре Ломоносова какие-то черты, кардинально отличающие его от «архангельского прототипа», у скульптора тоже не было.
Даже поверхностный взгляд на «архангельский» и «московский» образы Ломоносова в исполнении И. И. Козловского показывает их родство. Обе скульптуры сидят. Несколько варьируется положение рук и формы рукописей, которые Ломоносов держит в руках. Если в «архангельском» варианте ученый сидит прямо, то в «московском» он опирается правой рукой на скамейку. Наибольшее различие имеется в основаниях монументов. Это и понятно. Месторасположение памятника в селе Ломоносово требовало менее высокого постамента. «Московский» Ломоносов сидит на более изящном основании, по форме напоминающем скамейку.
Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера