"Китайский стиль" - это примерно тоже самое, что борщ в американском ресторане, суши в тульском кафе или пицца, приготовленная тетей Даро с хмели-сунели и сулугуни. Не скажу "невкусно", но это адаптация (упрощение и переиначивание на свой манер).
Как европейцы обезьянничали?
Шинуазри — точно такая же адаптация, точнее, европейская интерпретация восточно-азиатского дизайна. Это вообще не восточный стиль, хотя и слово "шинуазри" происходит от французского слова "chinois", что означает "китайский". Исторически стиль был ветвью "рококо" - "экзотизм". Экзотизм - это и африканский, и ново-зеландский, и индийский, и колониальный, и магрибский стили. Шинуазри - это трактовка ориенталистики. Иными словами, если знаток живописи Бирмы узреет характерные черты отрисовки пионов в интерьере шинуазри, пусть ему будет утешением, что европейцы "обезьянничали", подражали культуре восточных стран, а не копировали один в один китайское.
... Началось все с поставок фарфора на европейский рынок, и Европа, привыкшая судить о себе, как о Пупе Цивилизации, увидела, что в Китае, который населяют "не такие, как мы", и вообще не очень понятно, "люди ли", есть высокоразвитая иная, очаровательная культура (я не преувеличиваю про "экзотов": с эпохой географических открытий про аборигенов открытых стран часто спорили - это "разновидность человекоподобного животного" или просто "дикий, запущенный вид человека").
Выходило так, что на востоке жили удивительные мастера, уровень работ которых впечатлял. Вазы, затем шелка и картины экзотического Китая удивляли тонким письмом, точностью и изяществом изображения. Все это очень понравилось публике "со вкусом", все китайское входит в моду.
Самые практичные - немцы - попробовали создать свой фарфор, в 1708 году были созданы первые образцы, и уже через три года в Саксонском Мейсене открылась первая фарфоровая фабрика. Тогда же и возник первый заказ на копирование сюжетов в как бы китайском стиле. Замечу, что очень скоро немцы сообразили, что правильнее создавать свой собственный , "марочный" стиль.
Как выглядели первые интерьеры шинуазри?
Первые вариации выглядели очень пышно, очень нарядно. Шинуазри покоряет королей: парадные комнаты, столовые и будуары дворцов украшают в "китайском вкусе" (на самом деле, в "европейском" на заданную тему). Пальму первенства в китайском шике держат короли Людовика XV и Георга IV. Но вскоре шинуазри становится подобием эстетической пандемии. От королей "инфекция" передается дворянству, от него мещанам и даже нижним слоям населения, далеким от следования моды (последнее связано с ростом потребления чая обычными гражданами и их стремлением завести для чая "правильную" чашку - так появляется недорогой фаянс и даже глиняные кружки и горшки с росписью под "Китай").
Интерьер в стиле шинуазри включал в себя:
"чайное" направление - китайские сервизы, мебель для выгодной подачи этой посуды, вазы, стулья, чайные ящики, подносы.
"райское" направление - все, что напоминало бы вечнозеленые кущи: обои с райскими птичками, сложную обивку мебели с сюжетами на природную тему, изысканный фарфор с росписью садами и экзотическими плодами и птицами.
"пасторальное" направление - милующиеся красотки в кимоно и их кавалеры: в росписи предметов мебели, обоев, обивки; виды природы с красивыми садиками; гуляющие с зонтами людьми в восточных одеждах; китайские пастушки и барашки.
Цвета: золотистый, бронзовый, насыщенно желтый, аквамарин, бирюзовый, оранжевый, черный, темно-красный, зеленый.
Приметы шинуазри современном интерьере
Современный стиль уже не впадает в истеричную роскошь, это уже искусство полунамека, гармонии актуального, старинного, национального и заимствованного.
Стиль узнаваем по парным высоким вазам, по стремлению к симметрии, по включению в оформление бело-синего акцентного фарфора, по предпочтению лаковой расписной мебели. Для шинуазри все также важны ключевые мотивы: пагоды, фонарики, драконы, как бы китайские пейзажи с бамбуками и мостками через реки. Дома украшают фигурками парных собак фу и даже статуями в натуральную величину на входе или в фойе.
Бело-голубой шинуазри в современном интерьере
Бело-голубая тема - самая деликатная из подстилей шинуазри - наиболее популярна у европейцев-пользователей и дизайнеров-профессионалов. Если с пышными золотистыми райскими птицами и всей, наотмашь бьющей ослепляющей, красотой легко впасть в экстаз цыганской роскоши, то бело-голубая тема создает правильное "восточное" настроение, обладая при этом эстетической сдержанностью.
Первые подражатели китайскому стилю черпали вдохновение из традиционного бело-голубого фарфора Мин. Это классические темы росписи ширм, ваз, подсвечников, подносов, сервизов и пр.
Кстати, голландская фаянсовая посуда и наш гжель - увы, изначально, имитация. К счастью, художники, осваивавшие первые росписи в стиле шинуазри, вовремя спохватились и пошли "своим путем", твердо выводя национальные промыслы на создание собственного стиля.
Украшение интерьеров вазами шинуазри сегодня не имеет никакого прикладного значения и носит чисто эстетический характер. Дизайнеры советуют группировать вазы для достижения максимального эффекта.
Ротанговая, бамбуковая лаковая мебель, циновки или плетенные коробки и мешки также гармонично смотрятся в интерьере шинуазри. Бело-голубая тема обычно поддерживается "рифмами" - парными предметами.
Обращу ваше внимание, что диванные подушки на фото ниже не имеют ничего общего с шинуазри, но, благодаря пасторальной тематике, и бело-голубым перекличкам цвета, вполне на месте.
Очень выигрышно смотрится бело-голубая тема в масляной росписи ванн (или рисунку обоев).
Ниже на фото приятный интерьер, в котором светильник в виде птичьей клетки гармонично сочетается с подушкой, украшенной птицами. Симметрия стульев с расположенными на них бело-голубыми чашами, отсылает нас к китайской эстетике.
Интерьер, скорее, старо-голландский, но мы уже знаем про имитационную практику голландского фаянса, представленного в интерьере, - это тоже шинуазри с бело-голубой тематике.
Вот такая трактовка китайской темы - шинуазри. Легкая, небесная тема Поднебесной Империи, как это понимали и понимают европейцы. Сам я недавно побывал в Китае, и должен вам сказать: китайцы точно также, как и мы, подражают "экзотическому" стилю. Для них экзоты - это мы с вами. Поэтому я там встретил и русско-китайскую деревню из теремов-пагод, и голландский классицизм, напяленный на панельки, и много еще чего смешного.
Но уж лучше смеяться над культурами друг друга или делать архитектурные комплименты друг другу, чем крушить мосты между народам.
Привет всем, кто читает мой дзен-блог регулярно. Здравствуйте, новички! Я Алексей Норкин, - глава строительной компании "Атлант" (Краснодар), инвестор, лидер краснодарского чаптера "Эквиум" для состоявшихся, опытных предпринимателей и одновременно основатель предпринимательского клуба "ДримТим". Моя компания строит коттеджи, частные дома, мы выполняем также все, что связано со строительством и отделкой индивидуальных домов, созданием ландшафта. Ожидаемо для читателей моего дзен-дневника здесь размещены материалы, которые волнуют меня самого: о домах и людях. Заглядывайте! Буду рад подписке, лайкам и комментам.