Найти в Дзене
Полки Безумия

"Врата Анубиса" Тима Пауэрса - эталонный роман про попаданца

Продолжаем развивать тему магии. Да не обычной, а египетской!

Прочитав несколько глав "Врат Анубиса" у меня возникло стойкое ощущение, что идеи и задумку именно из этого романа возьмет себе впоследствии за основу Нил Стивенсон для своего "Взлет и падение ДОДО", обзор на который, кстати тоже у меня есть:

Кроме того, сам фантлаб показывает его как похожее произведение, что наводит на определенные мысли о разумном заимствовании.

Смотрите, некий американский джентельмен, изучающий биографии и работы английских поэтов начала 19-го века, пересекает океан, чтобы выполнить загадочную работу для некого старого богача-затворника. А богач-то оказался не так прост! Изучая историю, литературу и философию пары прошлых столетий, он пришел к выводу, что раньше у людей была возможность колдовать, но со временем она куда-то пропала, но не вся, а та, что осталась, позволяет путешествовать во времени! И, какое совпадение, старик предлагает главному герою сгонять на экскурсию в прошлое столетие, как раз во время расцвета его горячо любимой поэзии и даже лично пожать руку любимым авторам. Ну вот прям ни разу не похоже на то, что было у Стивенсона (сарказм).

Ладно, различия и правда есть, правда касающиеся в основном подхода к тайм-тревелам - у Стивенсона все предельно научно и обоснованно, как и полагается у усердного и старательного технаря, Пауэрс же не вдается в технические подробности - надо лишь найти подходящую дырку в пространстве-времени, произнести трах-тибидох и вуаля, добро пожаловать в Лондон 1800 года, главное не пропустить дырку обратного временного перехода! При этом, в прошлом можно исполнять любые выкрутасы, причинно-следственная связь с настоящим здесь попросту игнорируется, бросая все на произвол принципа самосогласованности Новикова и создавая натуральные парадоксы.

Но все идет совсем не по плану, ведь в этом времени живут настоящие египетские колдуны, которые поставили своей целью стереть Англию с лица Земли из-за своих колониальных интересов и претензий на египетский суверенитет. Один из колдунов вычисляет пришельцев из будущего и берет в плен нашего главного героя, из-за чего тот благополучно пропускает экспресс в свое настоящее. Его приключениям в таком одновременно знакомом по изученным книгам и полностью чуждом времени и посвящена остальная часть романа.

И, знаете, думаю, что первую половину книги вы, как и я, будете в восторге. Она полна крышесносных приключений, внутренних многослойных интриг, интересных и по большей степени гротескных персонажей и контрастной атмосферы Лондона 19-го века. Здесь есть и противоборствующие группировки нищих, борющихся за лакомые районы города, и криминальные авторитеты, держащие в страхе простой народ и знать, которой дозволено слишком многое. Плотность проносящихся событий в первой половине настолько велика, что буквально не успеваешь передохнуть между главами. Что потом играет с тобой злую шутку - после прочитанных 2/3 романа темп заметно замедляется и ощущается, что либо автор по какой-то причине намеренно тянет резину, либо просто наступило пресловутое пресыщение погонями, борьбой и перестрелками. Ну и да, от названия "Врата Анубиса" я ожидал гораздо больше раскрытия на страницах темы древнеегипетской мифологии применительно к магии и всего связанного с Египтом. Даже когда само действие переносится в Каир, нас ждет голая история о власти Мухаммада Али и массовом убийстве мамлюков в Каирской Цитадели, только через призму восприятия главного героя.

Начиная с этого момента я постоянно спрашивал себя, а думает ли роман вообще заканчиваться? По объему он не уступает обычным книгам средней толщины, но по ощущениям очень тяжеловесен из-за насыщенности событиями и действием. Сама магия тут не привязана к каким-то строгим прописанным принципам и проявляет себя также очень нечасто. Касается она в основном манипуляций с телами - один из магов в результате неудачного ритуала получил фактически бессмертие из-за способности переселять свою душу из тела в тело, а другой, плетя свои бесконечные интриги, делает двойников, которые обладают знанием, опытом и способностями оригинала. Поэтому, если вы ждете полноценное фэнтези, то придержите коней - роман на 80% историчен, а фэнтези в нем на оставшиеся 20%, так что это по большей части классический роман про бедолагу-попаданца, старающегося выжить в неблагоприятной для него среде.

Подводя итог, если вы хотите роман с адекватными и научно-обоснованными путешествиями в прошлое и умеренной историчностью, посмотрите "Взлет и падение ДОДО" Стивенсона.

Если на научность вам строго наплевать, но вы желаете безудержных приключений, экшона, ворох достойных персонажей, некоторые из которых невозбранно колдуют, то смело открывайте для себя "Врата Анубиса".

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror и не только.