Найти тему
ТыжИсторик

Обвинение требовало ВМН бандеровцу. Суд согласился.

Всеволод Л.

Прошлая статья о несостоявшемся террористе по кличке Майонез вызвала много эмоций. Комментаторы были беспощадными, только жалели, что этот потомок «зеленых братьев» получил лишь срок, а не высшую меру.

Сейчас расскажу, как одного бандеровца все же приговорили к ВМН. Я помню эту историю, когда в 1983 году Лабытнанги и Салехард потрясла новость, что в Лабытнанги убили шестилетнего мальчика. Помню эмоции, свои и знакомых, ведь тут был замешан бандеровец. Но деталей дела не знал. Недавно подробности мне поведал бывший ямальский прокурор Андрей Дробинин. Но обо всём по порядку.

Лабытнанги. Взято здесь: https://ok.ru/group/57286762299569/album/943544217009/971625010609
Лабытнанги. Взято здесь: https://ok.ru/group/57286762299569/album/943544217009/971625010609

В Лабытнанги жил-был, да хозяйство наживал Михаил Кириллович Ходневич. Про таких говорят – куркуль. В эти места, не столь отдалённые, он попал с Западной Украины. Когда шла война, он был связником у бандеровцев. Эти кровавые «освободители» Украины активно привлекали молодых, а Ходневич был 1924 года рождения.

После того, как его повязал СМЕРШ, он начал оправдываться, что если откажется помогать бандеровцам, то его родителей расстреляли бы. В общем, Советская власть оказалась довольно гуманной и к ответственности Михаила не привлекли. Видимо, особых грехов за ним не числилось, но на заметку взяли. Мирная жизнь налаживалась, он устроился на работу в колхоз.

Андрей Владимирович Дробинин, бывший прокурор. Фото В. Липатов
Андрей Владимирович Дробинин, бывший прокурор. Фото В. Липатов

Как вспоминал Дробинин, когда изучал документы:

«Вообще, это очень интересное место где он жил, такая глухомань. От Волыни на север, это на границе с Полесьем, Украинское Полесье, озеро Нобель такое там есть. Это очень такие глухие места».
Село Нобель. Взято: Яндекс.Картинки
Село Нобель. Взято: Яндекс.Картинки

Честно говоря, я встрепенулся, когда услышал название – Нобель. Естественно, спросил, уж и здесь знаменитый изобретатель динамита отметился.

«Нет, не в честь Нобеля. К тому Нобелю никакого отношения не имеет. Очень интересные места, очень интересное село. Осуждён он был тогда, на Украине, с другом совершили убийство ещё одного друга, там из-за девушки».

По приговору суда его отправили на зону. Так он попал на станцию Елецкая, что в Республике Коми. Места суровые, мягко говоря. После отсидки ему не разрешили вернуться домой, а отправили в ссылку в Лабытнанги. Здесь он прочно обосновался, женился, завел крепкое хозяйство, родился сын.

«Про себя он говорил, «я хороший хозяин». Действительно, он завёл большое хозяйство, у него было десять коров, различный мелкий скот. Он вел натуральный бизнес, продавал молоко. Давал своих быков крыть телок, тогда же многие держали своих коров. Это уже при Брежневе было.
Он был человек мстительный, хотя и говорил, даже про своих врагов, «у меня ни к кому нет претензий, я ни на кого зла не держу». На самом деле, когда какая-то ситуация возникает спорная, он мстил всегда. Вот, например, его не зря подозревали, что он кому-то корову потравил. Соседу своему поджёг дом, дело возбуждали, но доказать тогда ничего не смогли. А когда проводили обыски, то в сарае наши электроинструменты, а их в свободной продаже не было.
Пытались узнать откуда все это. В частности, выяснилось, воровал со стройдвора лабытнангского. Много чего там на него накопали. Его подозревали в убийстве жены. Такая очень странная смерть была. Подозрительная. К ней он не очень хорошо относился, родственники говорили, что бил, издевался над ней. Были подозрения, что он ее убил, но доказать не смогли».

Забегая вперед скажу, что в итоге все эти дела были снова подняты и многое доказано.

Лабытнанги. ВЗято: Яндекс.Картинки
Лабытнанги. ВЗято: Яндекс.Картинки

После смерти жены Ходневич решил найти себе новую хозяйку в дом, ведь хозяйство большое, без женских рук обойтись было тяжело. Присмотрел одинокую женщину, с двумя детьми, видимо хотел жениться. Каждое утро, идя на работу заходил к ней в квартиру и давал молоко. Дарил подарки. Но что-то не срослось у них.

«Лабытнанги не очень большой городок, у него репутация была не очень хорошая. Конечно, работник он был очень хороший, плотник, но такой бирюк, куркуль, его называли фашистом, бандерой. Он возмущался, «какой я бандера?».

Как-то вечером они сильно поссорились. Что там между ними произошло на самом деле, не очень понятно, но в пылу разговора она назвала его «бандерой». Он возмутился и крикнул, чтоб она не смела его так называть.

«Потом сказал, «раз так, ну всё, вашему дому будут слезы. И вообще, коли так ко мне, наши отношения кончаются, и вообще, заплати за все молоко, которое я тебе принес за все время. И верни все подарки, которые я тебе подарил». Вот так, категорически заявил».

Утром он зашел к ней, а дома был только мальчик, который спокойно спал. Ходневич поджег квартиру и тут заметил ребенка. Дальше действовал спонтанно. Во всяком случае он так утверждал.

Плотницкий инструмент он всегда носил с собой. И ребенка по голове. Молотком. Семь раз.

Люди увидели дым из окон, вызвали пожарную команду. Дом был двухэтажный, на двенадцать квартир, построенный из бруса, так что всем очень повезло, что остальные квартиры остались целыми.

«Расследование было проведено серьёзно, экспертизы были проведены. Я, кстати, помню визуально, такой кряжистый, крепкий мужик, такие толстые запястья, на них даже наручники не застёгивались толком, вот такие запястья толстые. Он ничего не признавал, «я ничего не делал, никому зла не имею, ни с кем отношения не имею, я сам по себе. Я хороший хозяин, у меня своё хозяйство, ко мне не лезьте, и я ни к кому не лезу».
Из музея Ямальской прокуратуры. Фото: В. Липатов
Из музея Ямальской прокуратуры. Фото: В. Липатов

Суд был открытым, в местном клубе. Зрительный зал на 250 человек был забит полностью, уж слишком резонансное дело. А уж сколько разговоров и слухов было до и после суда, сейчас даже трудно вспомнить.

Здесь сделаю небольшое отступление, когда читал статьи своего коллеги Северный Легион о борьбе с УПА на Украине, то невольно вспоминал этого Ходневича и задумывался, а что он там делал, когда не работал в совхозе? Сейчас уже не узнать. Кстати, Дробинин сказал, что Ходневич на родину почему-то не вернулся, хотя у него там родственники жили. А если учесть, что во время следствия из КГБ по нему пришли некие материалы, но их почему-то запретили приобщать к делу.

«Я помню, с красной полосой почему-то были эти материалы. В деле уголовном их нету. Вот, познакомитесь и нам верните, но в дело ни в коем случае не вкладывайте. Почему? Было сто лет назад».

Можно долго гадать. Может Ходневичу не хотелось начинать все сначала, здесь он уже прижился. А может там ему были совсем не рады по некоторым причинам.

P.S. Это было предпоследняя ВМН, которую вынес ямальский суд. Последний подобный вердикт был вынесен в 1986 году, но там уже чистое убийство, хотя тоже вызвало резонанс у общественности. Впрочем, через десять лет таким уже было удивить сложно. Но это уже совсем другая история. Как-нибудь расскажу.

Автору на книги

https://yoomoney.ru/to/410018926235150

Каналы, на которые стоит подписаться!

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой

Тыжисторик теперь и в телеге: https://t.me/tizhistorik