Зимние праздники, как и все прекрасное, имеют свойство заканчиваться. И тогда наступает та самая сессия -депрессия – именно так ее воспринимают большинство студентов. Однако этот «черт» не так страшен, как его малюют: напряжение больше психологическое. Выучить все за ночь, с преподавателем «один на один», судьба дальнейшей учебы – все это давит невероятно. Чтобы помочь вам легче пережить данное событие, мы опросили преподавателей Казанского Федерального Университета, и ключевыми стали следующие вопросы
1) Какие советы вы бы дали студентам, сдающим зачеты?
Расписание зачетов известно заранее, поэтому посоветовала бы заранее начать повторять пройденные темы и закрыть все хвосты. Самый эффективный метод сдать зачет – это подготовиться к нему. Не опаздывать на зачет, приходить в четко назначенное время, по расписанию. Некоторые студенты, приходят не к началу зачета, а ближе к концу. Считаю это признаком беспечности.
На зачёте уже поздно что-либо советовать. Тут либо знаешь, либо не знаешь ответ. А вот при подготовке я бы посоветовал учесть одну особенность организма: воспроизвести информацию можно только в том состоянии, в котором её запоминаешь. То есть, если учишь, лёжа на диване, то сидя за столом ни за что не вспомнишь. Если учишь в расслабленном состоянии, то в состоянии волнения всё вылетит из головы и влетит в неё только тогда, когда вновь расслабишься. Так что готовьтесь в условиях максимально приближенным к реальным на зачёте.
Каждому преподавателю приятно, когда студент отвечает уверенно, грамотно и последовательно выстроенной речью. Однако ключевое значение имеет качество ответа, а не его форма. Поэтому основным советом от меня будет: «Говорите то, что знаете наверняка». Если сомневаетесь в какой-либо теме, старайтесь её не затрагивать. В то же время имейте пару «козырей» в рукаве: информацию, которая может быть использована в качестве ответов на уточняющие вопросы экзаменатора. Так вы продемонстрируете общую подготовленность и кругозор.
Главное, здоровье, высыпайтесь, питайтесь правильно и вовремя, не рассчитывайте только на шоколадки. Не пропускайте занятия, перед зачётом сделайте ревизию всех своих дисциплин, определите четко, где какие шансы и на какую оценку можно претендовать на зачете, не распыляетесь, поднажмите там, где у Вас сомнительные результаты.
2) Что может повлиять на оценку студента на зачете?
У всех преподавателей могут быть разные критерии. Главным образом, это конечно четкий, уверенный ответ. Так же, я могу лояльнее относиться к студентам, которые посещали все занятия и активно участвовали на семинарах.
На оценку влияет всё: и степень готовности студента, и его внешний вид, и настроение преподавателя, и многое, многое другое. Поэтому будьте предельно корректны, аккуратны и настроены на волну экзаменатора.
Оценивание студента носит как объективный, так и субъективный характер, поэтому старайтесь не только выучить учебный материал, но и выдерживать деловую этику общения, подобрать образ, отвечающий требованиям академического сообщества – это всегда производит благоприятное впечатление. В то же время, необходимо завершить все несданные «хвосты», а в случае необоснованных пропусков занятий, попросить дополнительные задания – чаще всего преподаватели идут навстречу, чувствуя искреннюю заинтересованность студента.
Отсутствие пропусков. Если студент регулярно посещал, вовремя выполнял практические задания, индивидуально работал над проектами, безусловно, это только положительно повлияет на оценивание его работы в течение семестра.
3) Что может разозлить преподавателя на сессии?
Меня очень злит неявка студента на зачет, без уважительной причины. По регламенту, у студента есть три попытки сдать зачет и экзамен: сессия, дополнительная сессия и комиссия. Некоторые беспечные студенты просто не приходят на зачеты, считая, что на комиссии уж точно их исключать не будут и они легко все сдадут. Для преподавателей и для деканата это дополнительная нагрузка, т.к. приходится составлять дополнительное расписание, согласовывать время и аудитории.
Всё зависит от преподавателя. Иных раздражает то, что студент слишком глуп по его мнению. Иных - то, что он слишком умён. Но абсолютно всех злит ложь и наглость, которая выражается как в попытках студента самооправдаться, так и в его попытках списать на зачёте или экзамене.
Исходя из собственного опыта могу сказать, что преподаватель не столько злится, сколько испытывает горечь и озабоченность из-за халатного отношения студентов к учебе. Истинному преподавателю всегда тяжело принимать равнодушие своих подопечных, как бы он не старался это скрыть. С другой стороны, экзаменатора может вывести из равновесия наглость учащегося, его стремление «выторговать» оценку, например, путем упоминания собственных успехов в культурно-массовой деятельности. Вуз – это кузница образованных и конкурентоспособных кадров, способных брать на себя ответственность, это место, формирующее мышление и жизненные установки, а не рынок.
Если без уважительной причины прогуливал, явился на экзамен без переписанных лекций, невыполненных заданияй, а начинает просто упрашивать поставить хоть какую-то положительную оценку.
4) Какие сигналы говорят вам о степени готовностиученика?
- Если я узнаю студента, т.е. я видела его на своих занятиях, а он узнает меня.
- Я помню его фамилию, а он называет меня по имени и отчеству.
- Он спокоен, у него осмысленный сосредоточенный взгляд.
Мне абсолютно ничто не сигнализирует о степени готовности студента. Если он не ходил на занятия, это не значит, что он не владеет материалом. И наоборот, ходившие на каждую лекцию, сидевшие за первой партой и глядевшие в рот преподавателю студенты могут оказаться всего лишь актёрами, разыгрывающими интерес к предмету. Слушать и слышать - это абсолютно разные вещи.
Уверенность в себе, быстрые ответы, при подготовке к сдаче экзамена садится поближе к преподавателю, не просит поменять билет….
Одним из основных сигналов является спокойствие студента, его общий настрой. В своей работе я стараюсь не только выслушать студента, но и отследить его прогресс в ходе семестра или всего срока обучения в университете. Отдельное значение имеет активность учащегося в рамках занятий, например, в ходе тематических дискуссий, его научно-практическая деятельность, умение самостоятельно и логически мыслить. Важным показателем является наличие у студента конспектов лекций и выполненных в срок лабораторных и домашних заданий. Это не столько признак дисциплинированности, сколько гарантия усвоения категорического минимума знаний.
Ну, а «настоящим» - «тру» (да, мы тоже знаем такие слова!) – студентам посоветую одно, выучите хотя бы имя преподавателя и правильное название предмета, который собираетесь сдавать, это уже половина успеха!
Таким образом, необходимо всегда работать для достижения результата, не забывать про внешний вид и поведение, а что самое главное: с уважением относится к преподавателю и предмету. Это сыграет огромную роль, даже если вы подготовились не так хорошо, как хотелось бы. Преподаватели – такие же люди как мы, хоть порой нам так совсем не кажется. Они стараются для нас, чтобы действительно обучить нас чему-то важному, что пригодится нам в дальнейшей жизнедеятельности. Спите побольше, верьте в себя, всем больших успехов!