Реконструкторы Волгограда отыскали в Еланском районе и восстанавливают уникальный автораритет – советский среднетонажный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-63 1953 года выпуска. Удивительно, что прежний его владелец настолько бережно относился к машине, что у грузовика сохранились все родные детали. Насколько сложная предстоит реставрация техники и где волгоградцы смогут увидеть восстановленный ГАЗ-63 уже меньше чем через 3 месяца?
«Живая! Даже в разобранном виде – живая. И заводится, и сигналит», – говорит председатель клуба «Моторы Сталинграда» Алексей Никулин.
Живой во всех смыслах слова ГАЗ-63 1950-х годов выпуска Алексей Никулин обнаружил в волгоградской глубинке.
«Интересен тем, что сохранился в идеальном состоянии. Вот эти места обычно сгнивают в первую очередь. Здесь металл абсолютно новый. Родной металл», – рассказывает Алексей Никулин.
Житель села Вязовка, что в Еланском районе, когда-то выкупил этот ГАЗ в местном колхозе «Заря». В 1950-х годах он располагался в селе Краишево. Техника эксплуатировалась бережно. Машину владелец сохранил, что называется, для души.
«В документах все написано. Машина с подтвержденной историей полностью. На регистрации стоит в ГИБДД. О машине известно все. Какому колхозу принадлежала, когда. Война закончилась и это те машины, которые заменили полуторки. Они и восстанавливали Сталинград. Строили Мамаев курган вот такими машинами», – отмечает специалист.
300 км от Елани до Волгограда ГАЗ-63 преодолевал целых 12 часов. Не скоростное ралли, зато своим ходом. И без единой поломки.
«Я два раза обогнал груженые зерновозы со скоростью 53 км/час. Это для нее предел. Машина мощная, выносливая, но не скоростная. Приспособлена именно для тяжелых работ. По московской трассе ехать 45 км/час. Конечно, я собирал большие пробки за собой. Сигналили, махали. И уже по трассе люди махали, обгоняли», – вспоминает Алексей Никулин.
Раньше в 1960 годах подобная техника широко использовалась в народном хозяйстве. Но из-за небольшой вместимости кузова, скорей всего, этот «ГАЗон» участия в уборочной страде в колхозе не принимал. Зато полноприводный. Мог вполне обслуживать технику в полях.
Бывает, что современные машины заводятся не сразу. А эта даже в полуразобранном виде практически с первой попытки.
В процессе реставрации оказалось, что в машине сохранились все родные детали. Заменить пришлось разве что крылья. А вот такие лобовые стекла, конечно, уже давно не производят. Раньше делали с учетом полевых условий эксплуатации автомобиля.
«Крепится на петлях. И водитель мог легким движением руки поднять стекло под 30 %, встречный ветер дул ему в лицо и через форточку выдувался. Человек практически на кабриолете ехал», – говорит реконструктор.
А вот деталями масляных фильтров для двигателей машин такого типа раньше становились солдатские портянки. В условиях военного и послевоенного дефицита запчастей.
«Во время Великой Отечественной войны найти такие элементы было тяжело. Использовали такие штучки. Сюда наматывается портянка, любой материал», – рассказывает специалист.
На восстановление техники у реставраторов уходит от нескольких месяцев до 10 лет. Все зависит от состояния машин и редкости деталей. В поиске комплектующих помогает вся страна!
«Крылья приехали из Туапсе, бензобак едет из Кузбасса. Светомаскировка на фары куплена в Волгограде. Екатеринбург – камеры. Флиппера для колес, покрышки – 200 км за Нижним Новгородом», – отмечает мастер.
«Бензобак. Когда я ему сказал, что машина делается практически на склоне Мамаева кургана, он не поверил. Пришлось выйти снять Родину-мать и машину. Тут уже не было разговоров о поднятии цены и сложностях с пересылкой. Человек пошел навстречу», – говорит председатель клуба «Моторы Сталинграда» Алексей Никулин.
Клуб «Моторы Сталинграда» объединяет несколько десятков единомышленников.
«Почему делаю? Патриотизм. Мой прадед прошел всю войну. Очень много читал его писем, которые писал прабабушке. Читаю - гордость и слезы наворачиваются. Хочется также творить, геройство», – ответил студент Владимир Николаев.
А волгоградец Антон Ульянов учится в Ростове, но специально приезжает в родной город помогать восстанавливать технику.
«Родина позвала помогать. Уже реставрировал машину, которая здесь стоит на прошлое 2 февраля. Непатриотично было бы не приехать сегодня. Остаться в Ростове», – прокомментировал студент Антон Ульянов.
Техника из этой мастерской участвовала в Международных авторалли, в байкшоу в Севастополе. Только в парадах Победы в Волгограде – 11 раз! Реставрировались «Виллисы», ГАЗ-12, американские машины марки Dodge. Мотоцикл Р-75 находится в музее-панораме «Сталинградская битва». Восстановленная техника представлена в экспозициях в Черногории, Курске, в Подмосковье и Нижнем Новгороде. За 15 лет Алексей Никулин восстановил десятки раритетов.
«Жить в Волгограде и не иметь патриотических побуждений невозможно. Мы все обязаны и помнить, и сохранять историю. Чтобы история не забывалась и передавалась из поколение в поколение», – говорит Алексей Никулин.
На восстановленной технике Алексей Никулин размещает портреты героев своей семьи – фронтовиков. Так будет и в этот раз. 9 мая в парадном строю ГАЗ-63 поедет по площади Павших борцов в Волгограде. А еще будет служить и как передвижная сцена для выступлений агитбригад.
Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен