Всегда интересно, почему именно тот или иной материал появляется на театральной сцене. Почему режиссёр решил показать современному зрителю определённую историю, написанную в своё время? В пьесе Никиты Воронова «Страсти по Торчалову» герои после жизни попадают в некий спецраспределитель, похожий на режимный объект, эдакое чистилище, где каждый должен вспомнить свой самый тяжкий грех. Московский театр «Модерн» представил премьеру сезона, поставленную по этой пьесе дебютантом в режиссуре, актёром кино и артистом данного театра Шамилем Мухамедовым. После пресс-показа у журналистов была возможность задать режиссёру вопросы по постановке.
― Пьеса случайно мне попала в руки. Мне показалось забавным, что действие происходит в загробном мире, что о таких тяжёлых философских вещах можно говорить таким простым бытовым языком. И мне нравится, что на этом стыке, переломе и строится весь юмор. Мне кажется, что любую ситуацию в жизни нужно воспринимать через юмор.
Люди возвели деньги в культ бога, а ценности, которые были, они сломались. Мы сегодня живём в такое время, когда отовсюду очень много различной информации. И очень сложно понять, где правда, а где ложь. За счёт этого и потерян ориентир. Произошла подмена понятий, многие вещи, которые ужасные, стали восприниматься как нормальные. И мне кажется, что эта пьеса задаёт вопрос: а всё-таки, если там что-то есть, может, как-то нужно пересмотреть себя, своё отношение к тому, что происходит. Есть прекрасная фраза Виктора Цоя: следи за собой, будь осторожен. Мне кажется, она очень созвучна с этим спектаклем.
Мы постоянно куда-то бежим, мчимся, что-то ищем. Но по большому счёту в конечном итоге это всё не важно. Мы боимся жить свою жизнь по-своему. И наш спектакль ― призыв к тому, чтобы… жить! Чтобы просто, следуя из точки А в точку Б, чтобы замечать этот маршрут, который мы проходим. Спешка сродни самоубийству.
Журналисты вспомнили, как в Школе современной пьесы шёл аналогичный спектакль, и как зрители ассоциировали главного героя с Чубайсом или Гайдаром. А вот Торчалов от Шамиля Мухамедова в исполнении Александра Борисова напомнил им Евгения Максимовича Примакова. Впрочем, в каждом персонаже так или иначе отражаются современники.
― Забавно, ― улыбается Шамиль, ― что Вы увидели кого-то своего… На самом деле, мы не брали никакой прототип во внимании. Нам была важна сама личность Торчалова и то, как он переживает этот момент, как проходит свой путь. Мы не делали никаких отсылок. Торчалов абсолютно здоровый, нормальный человек. Начнём с того, что плохих людей не бывает. Каждым человеком движет что-то, и он делает что-то во имя чего-то. И также Торчалов, он рискнул своей любовью ради того, чтобы (грубо говоря) дать людям свободу, например.
Взять Лизу, она не совсем похожа на крепостную из дома Нащокина. Она 200 лет сидит в ожидании, смотрит телевизор, и она абсолютно сегодняшняя. Но в этом персонаже главное, что ценности и душа у неё остались прежними.
Вообще, было интересно исследовать саму природу греха. Мы обычно думаем, что грех ― это одно, а по итогу получается совсем другое. Можно к греху подвязать всё, что угодно. Можно взять любой предмет и оправдать, почему он называется именно так. Можно и спешку обозвать грехом, потому что в спешке ты упускаешь свою жизнь, убиваешь ценные моменты. Сам. Отсюда самоубийство.
Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов, посмотрев спектакль, внёс свои коррективы. Пресс-показ отложили на два дня.
«Шамиль заходит на территорию режиссуры, ― пишет Юрий Вячеславович у себя в соцсетях. ― Я этому искренне рад. До сих пор я знал его по годам совместной работы как очень яркого актёра, а теперь он раскрылся и как режиссёр — а что может быть прекраснее, когда человек достигает нового уровня в своём творчестве? Я обычно очень бережно отношусь к выбору пьес для постановки на сцене "Модерна". И потому особенно рад, что "Страсти по Торчалову" оказались спектаклем, очень созвучным эстетике, стилю нашего театра. Приглашаю вас на этот спектакль. Уверяю, вы получите настоящее наслаждение от актёрских работ. Так бывает практически всегда: когда постановщик — актёр, конечно, он, предоставляет своим товарищам по цеху возможность показать себя во всю ширь и мощь. Вас порадуют работы Александра Борисова, Алексея Багдасарова, Надежды Меньшовой, Маины Чижевской, Евгения Невара, молодого Фотиса Келепуриса. У вас будет над чем посмеяться, будет над чем задуматься».
― Спасибо Юрию Вячеславовичу за возможность выйти на большую сцену в качестве режиссёра, поставить материал с большими артистами. Огромная благодарность и коллективу, и администрации ― на здоровом энтузиазме вписались в этот проект.
Шамиль Мухамедов окончил ВГИК, мастерскую Владимира Петровича Фокина (который, кстати, приходил на спектакль, хвалил, гордился). Работает в кино и в театре «Модерн», занят в спектаклях «Война и мир», «Матрёшки на округлостях Земли», «На дне».
― Самая настоящая истина ― это оставаться человеком. Добро исправит всю кривизну этого мира. Отвечать добром на добро. Отвечать на зло добром. Нельзя плодить зло, нужно его искоренять… добром. Мы очень часто называем грехом то, что, возможно, грехом и не является, и не считаем грехом то, что и есть грех.
Любовь заставляет нас быть сдержаннее в своих поступках. Понятно, что есть и безумства от любви. Но мне кажется, что она наоборот, сдерживает человека.
Меня работа над этим спектаклем изменила, и я надеюсь, что в лучшую сторону. Я добрее стал. Терпеливее. В этой работе все звёзды сошлись! Для Жени Невара роль Сашки была ролью на сопротивление. Буквально за неделю до премьеры он свершил большой актёрский подвиг. Ещё пройдёт время и он поднаберёт, это будет очень сильно. В спектакле многое выстроено именно под актёров, многое идёт от их природы. Это актёрский спектакль, в котором только один состав и в котором актёры честно работают.
Публика расходилась с мыслью, что новый спектакль театра «Модерн» зайдёт думающему зрителю. Он проходит в зале им. Владимира Левашова. Это малый зал. Тёмные сцены. Полное погружение в атмосферу места действия. Именно в таких условиях и проходят разговоры по душам, а тут ― честные разговоры, в т.ч. с самим собой, через которые герои признают собственные ошибки и принимают непростые решения. Отдельный реверанс в сторону музыкального оформления и подбора песен. Худрук прав, мы посмеялись и сильно задумались. Ответы придут не сразу. Но точно ― придут.
Анжелика ЛУКИНА, фото Сергея ЩЕННИКОВА
Точка на карте: Московский театр «Модернъ», Спартаковская площадь, д. 9/1, Москва