Найти тему
ОЛИМПОКС

Новые требования в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности: какие основные изменения нас ждут?

Оглавление

В начале каждого года всегда актуальна тема о грядущих изменениях в законодательстве по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Как известно, с наступлением 2024 года наиболее значимые изменения и дополнения в законодательстве планируются в области промышленной безопасности, дополнениям подвергнутся и некоторые нормативные правовые акты в области охраны труда. Наименьших изменений стоит ожидать от законодательной власти в части пожарной безопасности. Далее об изменениях действующих норм и некоторых планируемых новациях в указанных областях по порядку.

Прежде чем вы продолжите ознакомление со статьей, мы хотим порекомендовать Telegram-канал одного из наших экспертов. «Записки андрагога» – канал, посвященный вопросам обучения взрослых требованиям охраны труда и производственной безопасности. Подписывайтесь на https://t.me/anernotes, чтобы не пропустить новые интересные публикации.

Промышленная безопасность

Рассмотрим ряд ключевых изменений в области промышленной безопасности. Во-первых, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» будет дополнен двумя важными разделами: о введении понятия аудита системы управления промышленной безопасностью и о расширении требований к опасным производственным объектам.

Данные изменения вводятся Федеральным законом от 25.12.2023 № 637-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 637-ФЗ). Федеральным законом вводится институт аудита системы управления промышленной безопасностью (пункт 7 статьи 1 вступает в силу с 1 сентября 2025 года). Обеспечивать проведение аудита будут обязаны организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I класса опасности. Сведения о результатах такого аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представляются коллегиальным органам управления данных эксплуатирующих организаций и их учредителям. Ограничения на доступ учредителей к указанным сведениям могут быть установлены федеральным законом.

Изображение от drobotdean на Freepik
Изображение от drobotdean на Freepik

Также в рамках 637-ФЗ устанавливаются требования относительно эксплуатации опасных производственных объектов:

  • ответственность за принятие решения о продлении срока эксплуатации зданий и сооружений на опасном производственном объекте возлагается теперь на руководителя эксплуатирующей организации на основании положительного заключения промышленной безопасности зданий и сооружений;
  • сокращается с 20 лет до 10 предельный срок службы технических устройств на опасном производственном объекте в случае отсутствия в документации установленного производителем периода эксплуатации либо отсутствия данной документации.

Федеральный закон начнет действовать с 1 сентября 2024 года (есть исключения). Больше информации об изменениях, вводимых 637-ФЗ, читайте здесь.

Кроме этого, будут дополнены требования в части производственного контроля в области промышленной безопасности. Новые требования будут введены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2023 № 1233 «О внесении изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности». Постановление устанавливает перечень данных, которые должны быть внесены в положение о производственном контроле, и фиксирует задачи, права и обязанности работников, ответственных за осуществление производственного контроля.

Дополнительно постановление вводит в обязанности работников, осуществляющих производственный контроль, руководство и контроль за соблюдением требований промышленной безопасности работниками опасных производственных объектов и подрядных организаций, оказывающих услуги на опасных производственных объектах. Постановление начнет действовать с 1 сентября 2024 года.

Следующее важное изменение касается аттестации в области промышленной безопасности. Изменения вносятся приказом Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики». Приказом утвержден новый перечень из 100 областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Приказ начнет действовать с 1 сентября 2024 года. Больше информации об изменениях, вводимых приказом Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285, читайте здесь.

Одновременно с этим с 15 января 2024 года уже начали действовать вопросы тестирования по разделу «Требования безопасности гидротехнических сооружений» (распоряжение Ростехнадзора от 27.11.2023 № 72-рп), а с 29 января 2024 года действуют вопросы тестирования по разделу «Требования к эксплуатации электрических станций и сетей» (распоряжение Ростехнадзора от 06.12.2023 № 75-рп) и разделу «Требования к порядку работы в электроустановках потребителей» (распоряжение Ростехнадзора от 11.12.2023 № 76‑рп).

Также Ростехнадзор продолжает актуализировать руководства по безопасности, которые содержат рекомендации по применению различных федеральных норм и правил. Более подробно с ними можно ознакомиться на страницах новостей законодательства.

Охрана труда

В области охраны труда в 2024 году глобальных изменений не планируется: будут обновлены классификаторы, формы и инструкции в части специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), планируются изменения в части проведения медицинских осмотров.

С 1 сентября 2024 года начнет применяться новая Методика проведения СОУТ, утвержденная приказом Минтруда России от 21.11.2023 № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Одновременно с этим утратит силу аналогичный приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Минздравом России разработан проект приказа, которым пересматриваются ранее установленные приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее – приказ № 29н) обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Упомянутый проект приказа Минздрава России предполагает утверждение нового порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, их периодичность, нового перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также признание утратившим силу приказа № 29н. Проектом предусмотрено, что новые требования вступят в силу с 1 марта 2024 года.

Помимо этого, в области охраны труда с 1 января 2024 года планировалось ввести нормы, предполагающие введение единого государственного учета несчастных случаев на производстве на базе создаваемой в структуре Роструда единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве, в которой предлагалось учитывать все факты несчастных случаев на производстве, происшедших на территории Российской Федерации, независимо от вида и подчиненности организаций, их отношение к отдельным отраслям экономики и организациям, по которым осуществляется отдельный статистический учет несчастных случаев на производстве. Указанные новации предлагались в рамках изменения Трудового кодекса Российской Федерации. Целью подготовленного законопроекта является устранение правового пробела, связанного с отсутствием единого учета всех несчастных случаев на производстве, произошедших в организациях на территории Российской Федерации, независимо от их вида и подчиненности.

Однако на законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. По мнению Правительства Российской Федерации, предлагаемый способ урегулирования данного вопроса не будет способствовать достижению заявленной цели, поскольку проектируемые изменения выходят за рамки правового регулирования Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что его нормами не могут быть урегулированы отношения по расследованию и учету несчастных случаев, произошедших с гражданами, на деятельность которых нормы Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются (например, самозанятые граждане, работники, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, военнослужащие, работники правоохранительных органов). Кроме этого, Правительством отмечено, что в настоящее время уже функционируют автоматизированная система управления контрольной (надзорной) деятельности и федеральная государственная информационная система учета результатов проведения СОУТ, функции которых носят сходный характер с функциями предусматриваемой законопроектом информационной системы. Таким образом, предположительно законопроект будет отклонен депутатами.

Пожарная безопасность

В области пожарной безопасности в 2024 году ожидается введение новаций в части добровольной пожарной охраны, также будут введены поправки относительно плановых контрольных (надзорных) мероприятий и изменения правил противопожарного режима.

Вступивший в силу с 1 февраля 2024 года Федеральный закон от 04.08.2023 № 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"»:

  • предоставил организациям право самостоятельно создавать объектовые добровольные пожарные подразделения;
  • дополнил Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» новыми понятиями «общественное объединение добровольной пожарной охраны», «добровольное пожарное подразделение», «территориальное добровольное пожарное подразделение», «объектовое добровольное пожарное подразделение», а отдельные актуализировал;
  • установил порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений и территориальных добровольных пожарных подразделений.

В федеральном законе уточнено, что организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, в случае привлечения добровольных пожарных таких подразделений к участию в тушении пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим могут осуществлять за счет собственных средств поддержку добровольных пожарных в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещений во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни или здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг.

Существенная поправка будет внесена в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». А именно: с 17 апреля 2024 года будет введен пункт, в частности, о том, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в режиме постоянного государственного контроля (надзора).

Кроме этого, с 1 марта 2024 года начнут действовать изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», предполагающие, в частности:

  • запрет устанавливать устройства защиты от дугового пробоя в распределительных и групповых сетях электроснабжения систем противопожарной защиты и систем медицинского назначения, поддерживающих жизнедеятельность пациентов;
  • исключение нормы, предполагающей очистку от сажи печей непрерывного действия с периодичностью 1 раз в 2 месяца.

Такие изменения в законодательстве нас ждут в 2024 году. Принимаем в работу и следим за новостями законодательства дальше.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Посетите наш сайт olimpoks.ru, присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК. Мы также завели канал в Telegram (@olimpoksclub).

Другие статьи на нашем канале: