5,9K подписчиков

Актуализированы требования промышленной безопасности: что изменится с 1 сентября 2024 года?

Сегодня на повестке дня требования Федерального закона от 25.12.2023 № 637‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее соответственно – федеральный закон № 637‑ФЗ, ПБ, ОПО), а точнее те требования в области ПБ, которые изменятся с 1 сентября 2024 года в связи с его вступлением в силу. Рассмотрим их вкратце.

Прежде чем вы продолжите ознакомление со статьей, мы хотим порекомендовать Telegram-канал одного из наших экспертов. «Записки андрагога» – канал, посвященный вопросам обучения взрослых требованиям охраны труда и производственной безопасности. Подписывайтесь на https://t.me/anernotes, чтобы не пропустить новые интересные публикации.

Экспертиза ПБ

Законодательно устанавливается норма, которая позволит однозначно идентифицировать заключение экспертизы промышленной безопасности (далее – ЭПБ) в качестве положительного. Согласно изменениям, под положительным заключением ЭПБ технического устройства, применяемого на ОПО, здания, сооружения на ОПО понимается заключение, содержащее вывод о полном соответствии указанных объектов ЭПБ установленным к ним требованиям ПБ.

В свою очередь, положительное заключение ЭПБ, согласно изменениям, является основанием для принятия руководителем организации, эксплуатирующей ОПО (руководителем обособленного структурного подразделения такой организации), решения о возможности эксплуатации зданий и сооружений (далее – ЗиС) на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока эксплуатации указанных ЗиС, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации указанных ЗиС. В этом решении устанавливается срок дальнейшей безопасной эксплуатации указанных ЗиС. Изменениями предусмотрено, что в указанное решение включаются сведения о реквизитах данного заключения, подтверждающие его включение в реестр заключений ЭПБ. Решение может быть оформлено как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Сегодня на повестке дня требования Федерального закона от 25.12.

Также внесены изменения в отношении технического устройства, применяемого на ОПО, для которого в настоящее время установлена зависимость проведения ЭПБ от случая, когда техническим регламентом не установлена форма его оценки соответствия, при этом в технической документации отсутствуют данные о сроке его службы и фактический срок службы такого технического устройства превышает 20 лет (абзац 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – федеральный закон № 116‑ФЗ). Изменениями указанный срок сокращен до 10 лет.

Кроме этого, федеральным законом № 637‑ФЗ уточнено определение понятия «эксперт в области ПБ». Согласно актуализированному определению эксперт в области ПБ – это физическое лицо, которое среди прочего соответствует квалификационным требованиям профессионального стандарта либо аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Таким образом, федеральный закон № 637‑ФЗ в этой части предусматривает повышение компетентности экспертов посредством независимой оценки квалификации и снижение рисков применения небезопасных технических устройств на ОПО посредством снижения срока службы с 20 до 10 лет. В связи с предстоящим вступлением в силу данных изменений в настоящее время уточняются федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (ID проекта 02/08/01‑24/00144890).

Требования ПБ к техническому перевооружению

Федеральным законом № 637‑ФЗ предусматривается возможность установления в обосновании безопасности ОПО требований ПБ к техническому перевооружению ОПО (часть 2 статьи 1 федерального закона № 637‑ФЗ). Одновременно с этим определение понятия «обоснование безопасности ОПО», установленное федеральным законом № 116-ФЗ, не изменяется и оно гласит: «обоснование безопасности ОПО – документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО». Как видно, требования к техническому перевооружению ОПО не включены в сферу применения обоснования безопасности ОПО, приведенного понятия, установленного федеральным законом № 116‑ФЗ.

Кроме этого, федеральным законом № 637‑ФЗ исключена норма, предусматривающая согласование Ростехнадзором (его территориальными органами) изменений, вносимых в документацию на техническое перевооружение ОПО.

Обоснование безопасности ОПО

Федеральный закон № 637‑ФЗ также конкретизирует то, кем должны утверждаться обоснования безопасности ОПО и вносимые в них изменения. Предусмотрено, что они утверждаются застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании ОПО) либо руководителем организации, эксплуатирующей ОПО. Главное условие их утверждения – наличие положительного заключения ЭПБ.

Также федеральный закон № 637‑ФЗ уточняет сроки направления организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ изменений, внесенных в обоснование безопасности ОПО. Они направляются:

  • при регистрации ОПО в государственном реестре;
  • в случае проведения капитального ремонта линейного объекта или технического перевооружения ОПО с применением обоснования безопасности ОПО – в течение 10 рабочих дней со дня их завершения;
  • для ОПО, зарегистрированного в государственном реестре ОПО, – в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения.

Декларация ПБ

Изменениями исключается один случай, когда декларация ПБ находящегося в эксплуатации ОПО разрабатывается вновь. А именно при изменении технологических процессов на ОПО. Такое исключение, по нашему мнению, логично, так как все технологические процессы на производстве, как правило, периодически совершенствуются, при этом любое, даже незначительное его изменение, не влияющее на безопасность на ОПО, согласно закону требует разрабатывать декларацию ПБ вновь.

Одновременно с этим будет необходимо вновь разрабатывать декларацию ПБ в случае увеличения количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на ОПО, более чем на 20 %, а также если изменятся требования ПБ:

  • к мерам по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями ПБ, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
  • мероприятиям, направленным на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.
Сегодня на повестке дня требования Федерального закона от 25.12.-2

Состав комиссии по проведению технического расследования причин аварий

В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии дополнительно вводятся еще два обязательных ее члена. К их числу отнесены представители:

  • профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих ОПО;
  • профессионального объединения страховщиков (в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта).

Общественный контроль в области ПБ

Дополнительным правом наделен общественный инспектор в области ПБ. С 1 сентября 2024 года он сможет принимать участие в контрольных (надзорных) действиях, проводимых при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора).

Силовой блок

Изменениями дополнен перечень объектов федерального государственного надзора в области ПБ. Законодательно закреплено осуществление указанного вида надзора на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, – подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обороны (в подпункте «в» пункта 1 статьи 16 федерального закона № 116‑ФЗ). В связи с указанным дополнением уточнены требования в части 4 статьи 16 федерального закона № 116‑ФЗ, согласно которым, в частности, организация и осуществление федерального государственного надзора в области ПБ регулируются в рассматриваемом случае нормативными правовыми актами указанного федерального органа исполнительной власти. В связи с чем аналогичные поправки также внесены в часть 6 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Обратите внимание, что в настоящее время в статье 5 федерального закона № 116‑ФЗ уже предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, но только другими словами. А именно предоставлены полномочия на осуществление на объектах (в организациях), подведомственных им, специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области ПБ, согласования принимаемых ими нормативных правовых актов в области ПБ, а также координации своей деятельности в указанной области с органом государственного регулирования ПБ (Ростехнадзором).

Сегодня на повестке дня требования Федерального закона от 25.12.-3

Кроме этого, в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении лицензируемого вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности внесено исключение. Лицензирование не осуществляется в отношении указанного вида деятельности, осуществляемой на объектах (в организациях) федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний.

В заключение отметим, что в статье рассмотрены требования федерального закона № 637‑ФЗ, вступающие в силу с 1 сентября 2024 года, хотя он содержит также требования, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Посетите наш сайт olimpoks.ru, присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК. Мы также завели канал в Telegram (@olimpoksclub).

Другие статьи на нашем канале: