Начала смотреть китайско-американский блокбастер «Блуждающая Земля», снятый, как сказано в титрах, по произведению Лю Цысиня… и вдруг поняла, что знаю сюжет. Только Лю Цысинь к нему никакого отношения не имеет.
Это же «Бегство Земли» Франсиса Карсака, одного из моих любимых фантастов той эпохи, когда научную фантастику писали люди науки – начиная с Герберта Уэллса (доктора биологии) и Жюля Верна (географа), продолжив далее Айзеком Азимовым (биохимиком), Артуром Кларком (физиком), Робертом Хайнлайном (военным радиоинженером). Иван Ефремов (палеонтолог), Станислав Лем (философ)…
Со свойственной науке основательностью эти люди создавали фундамент научной фантастики. Это были глыбы! И это была фантастика.
Франсис Карсак – из их числа, из этой великой команды созидателей будущего человечества, людей науки, писателей-первопроходцев.
Франсис Карсак – странное имя, в котором звучит как будто и что-то французское, и что-то пиратское («корсар») на самом деле псевдоним Франсуа Борда, французского ученого, геолога, археолога и палеоантрополога.
Родившись в 1919 году, молодой человек поступил учиться университет Тулузы, но вынужденно прервал обучение, когда началась Вторая мировая война. Юноша вступил в ряды Французского Сопротивления в Тулузе и Бельве, принимал участие в освобождении Бордо.
После войны, закончив учебу, преподавал палеоантропологию в качестве профессора университета Бордо.
Свои первые произведения в жанре фантастики написал и опубликовал в 60-е годы. Его книги (не все) активно издавали в СССР и странах социалистического блока. После событий в Праге и Чехословакии Карсак почти перестал писать. Последние годы жизни провел в США, в городе Тусон (Аризона). Там и умер в 1981 году.
Его первый роман «На стерильной планете» долгое время не издавали – он был опубликован только в 1954 году, чуть позже вышел роман «Пришельцы ниоткуда», и уже это произведение было замечено и читателями, и критикой. Между 1950 и 1970 годами Карсак издал еще пять романов (все они переведены и опубликованы на русском):
«Робинзоны космоса» - 1955,
«Бегство Земли» - 1960,
«Этот мир наш» - 1962,
«Наша родина — космос» - 1962,
«Львы Эльдорадо» - 1967.
В периодике и сборниках публиковались рассказы и повести. Среди них наиболее известные: «Окно в прошлое», «Человек, который говорил с марсианами», «Поцелуй жизни», «Предок», «Голос волка», «Божество, приходящее с ветром», «Первая Империя», «Горы судьбы» и др.
Некоторые произведения объединялись в циклы и выходили в авторских сборниках – как, например, сборник «Взгляд в иное» 1966 года.
В западном мире Карсака не знали, хотя он был знаком и переписывался с некоторыми англоязычными фантастами. Но до 2020 года его произведения не переводились на английский язык и не публиковались в США.
Почему? Можно предположить две причины.
Первая: в Америке вообще не любят иностранных авторов, особенно не любили авторов, близких к коммунистам. Вторая: сам Франсуа Борд в какой-то момент разочаровался в социализме, к которому был очень лоялен в молодости и, вероятно, не стремился публиковать свои книги, написанные когда-то под влиянием этих идей.
Повторюсь: это только мои предположения.
Но факт есть факт: для англоязычных читателей сюжеты Карсака совершенно не известны. И именно это дало возможность товарищу Лю Цысиню абсолютно беззастенчиво стырить сюжет почти позабытого французского автора.
Все реалии будущего, которые Лю Цысинь использовал для своего сюжета - взрыв Солнца, постройка планетарных двигателей, подземные города – вот это все, целиком и полностью было взято им у Карсака. Хотя назвать китайского автора плагиатором все-таки нельзя – согласно законам о праве на интеллектуальную собственность плагиатом считается полный, слово в слово, повтор чужого произведения. Идеи и даже сюжетные линии не могут считаться плагиатом.
И если уж совсем по справедливости, идея убегающей планеты возникла впервые даже не в 20 веке! Наверно, впервые планету-корабль описал Фламмарион в романе «Гибель мира» в 19 веке. Эдмонд Гамильтон (создатель замечательной космооперы «Звездные короли») в рассказе «Странствующие миры» 1934 года придумал, как верховные правители всех 9 планет Солнечной системы отправляют свои миры в странствие, чтобы спасти их от катастрофы.
Хотя заимствование Лю Цысиня вряд ли заходило так далеко в историю - идея и сюжет «Бегства Земли» Карсака по всему гораздо ближе к тому, что он написал.
Вот только у Карсака история была куда масштабней, взрослее, оригинальнее. Текст Лю Цысиня я не видела, но в кинофильме все до отвращения разит Голливудом – снова эти обязательные сюжетные штампы про безответственных непослушных подростков, штамповый персонаж «глупая девочка» (возможно, в Азии глупость у девочек считается чем-то «милым», лично меня это раздражало), опять-таки проблемы в семье и прочие сюжетные ответвления, которые в обязательном порядке сопровождают всякую американскую киноисторию, набивая оскомину у зрителя.
И тут получается такая штука. Свежесть фантастического допущения – главной идеи, на которой строится научно-фантастическое произведение в научной фантастике важна почти так же, как свежесть идеи в науке. А у Лю Цысиня именно это – фантдопущение, единственная оригинальность на чем строится сюжет, является заимствованным, то есть вторичным. А все остальное и вовсе сплошные штампы – десятки раз пережеванные ситуации, типажи и все такое. Ну, и что тут сказать? Лично у меня уважения к Лю Цысиню это не прибавило.
Но бог судья ему!
Поговорим лучше о Карсаке. На самом деле больше всего обидно, что до сих пор не экранизировали его роман «Львы Эльдорадо». Это смотрелось как кино уже во время чтения! Правда, я не знаю лучшей книги и лучшей фантастической истории для экранизации.
С этой книги началось мое знакомство с Карсаком – я читала его в сборнике «Бегство Земли», выпущенном издательством «Молодая Гвардия» в 1972 году. В сборник входили романы «Львы Эльдорадо» и «Бегство Земли».
Когда я читала эту книгу, я еще и понятия не имела о том, что такое «супергерой». Тераи Лапрад – главный персонаж романа «Львы Эльдорадо» (а также повести-приквела «Горы судьбы»). Он гигант и красавец, геолог, антрополог, биолог, охотник, гуманист, интеллектуал и боец – человек, в крови которого слилось все лучшее из нескольких рас Земли: немного от француза, китайца, индейца-маори, полинезийца. Сильный, умный, отважный, благородный. Он дружил с разумным львом (Лео – продукт генетического эксперимента, созданный в лаборатории отца Тераи), спасал целую планету и народ от уничтожения. Настоящий герой, без соплей. Голливуд со своим жалким капитаном-Америкой и Суперменом может плакать в сторонке.
Тераи Лапрад абсолютно оригинальный тип, намного реалистичней, трагичней и интересней любых голливудских супергероев.
Обидно, что такого фильма до сих пор не сняли, ведь история не только невероятно интересная, она еще и актуальна.
Сюжет таков: геолог Тераи Лапрад занимается изысканиями на далекой планете на задворках Вселенной. Планета населена разумными гуманоидами – есть несколько примитивных племен и одна цивилизация, напоминающая древнеамериканских майя или инков.
Земная частная мегакорпорация – ММБ, Межпланетное Металлическое Бюро – скупает земли на планете, рассчитывая получить неограниченную лицензию на разработку (ограбление) недр планеты и - сверхприбыль. Хищническую деятельность корпорации отчасти сдерживает правительственная организация – и ограничения, наложенные законом.
ММБ стремится получить неограниченную лицензию. Для этого им необходимо доказать, что местные аборигены – жестокие варвары и дикари, не способные воспринять блага цивилизации и заслуживающие унич*тожения за свою кровожадность.
Добиваясь своих целей, господа из ММБ не брезгуют никакими подлостями: уби*йства, подсылка шпионов, политические манипуляции, провокации и разжигание не*нависти. Весь инструментарий капиталистов-империалистов, который в течение 30 последних лет мы наглядно наблюдали в нашей стране. Все это теперь, увы, очень знакомо.
Тераи Лапрад – тот одинокий герой, который противостоит зловещим и кров*авым планам ММБ. Он одинок. Но он не один. Умный лидер и отличный организатор, он, по сути, становится вождем-защитником целой планеты – сражается с могущественной корпорацией и тайно, и открыто.
Роман начинается с того, что на планету прибывает журналистка Стелла Гендерсон. Она обращается к Тераи с просьбой стать ее проводником: она намерена сделать честный репортаж о жителях планеты, рассказать на Земле об их культуре и образе жизни. Тераи поначалу не соглашается, но Стелла проявляет настойчивость – она натура не менее сильная и упорная, чем он. Ей удается уговорить Лапрада, и вместе они отправляются в путешествие по планете.
Экспедиция сближает их. Сперва они проникаются уважением друг к другу, а потом их чувства перерастают в нечто большее, в чем ни она, ни он не хотят признаться даже себе самим. Особенно после того, как правда о том, кто такая Стелла на самом деле все-таки выплывет наружу…
Прекрасный роман – он правдив в самом главном: в моральных оценках того, что представляет из себя хищнический мир капитала, насколько он бесчеловечен и уродует все, к чему прикоснется. Поднимаются в романе и другие, не менее важные вопросы.
О моральной ответственности науки. О гуманизме и гуманности. О праве цивилизации на свободное развитие. О семье. О ценности реализации себя…
И все это - без пропаганды и морализаторства. При всей своей глубине «Львы Эльдорадо» - типичный приключенческой роман. В нем есть место юмору, героике, драматизму и психологизму, сильному накалу чувств, детективной и любовной линии, здесь прекрасно изображена экзотика другой планеты и показан живой мир «примитивных народов» - по-своему разумный и справедливый. А персонажи романа - яркие, невероятно живые – их невозможно не полюбить.
Да, отличный можно было бы снять фильм! Или сериал. Я даже знаю, кто из современных актеров идеально подошел бы на роль Тераи Лапрада – Джейсон Момоа.
Какой классный мог бы получиться фильм!
А вы, друзья, читали Франсиса Карсака? Согласны ли вы, что именно «Львы Эльдорадо» - лучшее его произведение для экранизации? Или, может быть, вы бы хотели видеть экранизированным какое-то другое его произведение?