Школьники, студенты, преподаватели, высококвалифицированные специалисты.. у всех нас случаются обидные ошибки, которые порой кажутся просто невероятными. Ведь они не связаны с нашими знаниями и навыками. Это ошибки, допущенные по невнимательности.
К сожалению, иногда они могут дорого нам стоить, например, во время экзамена. Но никогда не ошибаться невозможно , ведь..
Поэтому в этой статье я постаралась собрать возможные стратегии и советы для сведения к минимуму вероятности подобных ошибок.
Определение
Ошибка по невнимательности – ошибка или описка, допущенная в силу некоторых факторов, не связанных со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения поставленной задачи.
На самом деле биологически наша рассеянность и невнимательность связана с усталостью мозговых клеток – нейронов. Они постоянно нуждаются в энергии для поддержания мыслительных функций. Но её часто бывает недостаточно.
Причины
В борьбе с любой проблемой в первую очередь необходимо определить причины. Снижение концентрации и внимательности могут быть спровоцированы очень разнообразными факторами, такими как:
- усталость
- стресс
- недосып
- подавленное эмоциональное состояние
- сильное эмоциональное возбуждение
- внешние отвлекающие факторы
- неправильное питание
- выполнение нескольких задач одновременно (тот самый multitasking, который указан как требуемый навык для многих вакансий)
Как бороться?
Идеальным решением, конечно, является устранение этих причин. Однако, как быть в случаях, когда это невозможно? Например, невозможно полностью нейтрализовать волнение перед экзаменом или абсолютно не нервничать перед ответственной рабочей встречей. Во время учёбы из-за объёма материала возникает переутомление, и мы не всегда можем дать нейронам то, что им нужно для работы. Попытаемся найти пути предотвращения глупых ошибок в этих сложных условиях.
Далее я собрала некоторые советы, которые я как репетитор могу дать в первую очередь школьникам и студентам. Однако, их все можно переложить и на другие виды деятельности.
Полезные привычки
Иногда досадные ошибки могут практически войти в привычку. В ответ мы можем создавать новые полезные привычки, чтобы вернуть себе контроль. Проанализируйте свою проблему, найдите сходства случаев, в которых происходит сбой и попробуйте что-то изменить.
- Визуальное выделение
Подчёркивания ключевых слов задания, выделение цветом важных элементов, кружочки и прочие визуальные сигналы помогут ничего не упустить в процессе выполнения задания, особенно, если оно весьма объёмное.
- Аккуратное оформление
Некоторые способы оформления сами по себе провоцируют сложности. Поэтому нужно выбирать схемы записи с удобным распределением текста на листе, где легко проследить ход мысли.
Кроме того, для каждого вида задач лучше всегда использовать один и тот же формат записи. Он будет привычным и не будет отвлекать от самой сути задания, вы будете всегда знать, где что находится.
Не провоцируйте ошибки, делая важные связанные между собой действия на разных страницах. Постоянное перелистывание повысит вероятность упущений. Лучше выделить полный разворот тетради или лист.
- Размер текста и иллюстраций
Нередко ученики сами усложняют себе жизнь, изображая крошечные рисунки к задачам по геометрии. Не нужно жалеть бумагу, важно сделать крупный чёткий рисунок, на котором будет место для дополнительных элементов, которые возникнут в решении. Иначе мы снова рискуем в самый ответственный момент принять цифру 6 мелким шрифтом за цифру 8 и тому подобное. Да и за почерком самим по себе, тоже нужно следить.
Правильная проверка – залог успеха
Когда мы хотим убедиться в верности решения задачи, мы выполняем проверку. Ученик уверяет, что всё проверил, но 3+2 в его вычислениях остались шестёркой. Как быть?
Что касается конкретно математики, есть задачи, в которых проверку мы можем выполнить подстановкой ответа в условие. Если что-то не сходится, конечно, ещё предстоит найти саму ошибку, но мы уже поняли, что она есть. В задачах, где такой способ проверки не подойдёт, нужно полагаться именно на повторное решение. Итак, я бы действовала по следующей схеме:
- Задача для вас лёгкая или решается быстро, и вы не жёстко ограничены во времени => решаем её второй раз в другом месте в тетради или на другом листе.
Когда расчёты выполняются заново, мозг тоже заново выстраивает цепочку решения, и его не собьют описки, допущенные первоначально. А вот при поверхностной проверке вы вполне можете не заметить грубые арифметические ошибки. - Задача сложная, и заново прорешать её возможности нет => проверяем написанное не как свою работу, а будто кто-то попросил вас его проверить.
Это в какой-то степени психологический трюк, который поможет более придирчиво отнестись к проверяемому материалу.
Борьба с отвлекающими факторами
Сегодня зависимость от смартфонов и соцсетей – проблема людей разных возрастов. В процессе учёбы лучше исключить использование гаджетов: выключить звук и отложить их со стола, чтобы не было соблазна открыть смешные рилсы и получить очередную порцию дофамина.
Конечно, заставить детей сделать это – непросто. Но если соглашение будет достигнуто, внимание и концентрация непременно улучшатся во время такой детокс-учёбы.
Кстати, для тех, кто осознанно хочет сократить потерянное за листанием ленты время, существуют специальные приложения, контролирующие время работы каждой программы на телефоне. Например, вы можете установить ограничения на каждую соцсеть: не более 15 минут в сутки и не позднее 21:00. Попробуйте AppBlock, Focus To-Do, Cleverest: Focus Digital Detox и другие.
А как ещё вы боретесь с невнимательностью? Поделитесь своими советами.
Спасибо за внимание, буду рада видеть вас у себя на канале!