Спустя 80 лет после гибели Лермонтова советские беспризорники отомстили Николаю Мартынову не на словах, а на деле. Несмотря на то, что о поэзии и судьбе Лермонтова они узнали за несколько часов до своего возмездия, это нисколько не помешало проникнуться любовью к Лермонтову и ненавистью к Мартынову…что взять с подростков?
Быль или реальная история? Неизвестно. Но у нее есть конкретный автор – стахановец Иван Гудов, который работал воспитателем в подмосковной колонии беспризорников «Трудовой путь» в 1924 году.
Колония беспризорников располагалась в бывшем имении рода Мартыновых, в селе Иевлево-Знаменское (на картах больше не значится, находилось около деревни Владычино, г.о. Химки). Сам Николай Мартынов, убивший Лермонтова, жил с женой и детьми в этой усадьбе до своей смерти в 1875 году. После этого имение принадлежало его детям.
Беспризорные мальчишки не задумывались, в чьих покоях им суждено перевоспитываться, пока в колонию не приехали тайные гости. Потомки Мартынова гуляли по бывшим владениям, вздыхали по былой жизни и, конечно, не забыли заглянуть в свои тайники, оставив заметную дыру в стене.
Визит Мартыновых вызвал большой переполох в колонии: подросткам не терпелось разоблачить их тайну. Тогда воспитатель Иван Гудов рассказал им о дуэли, принес томик Лермонтова и долго в абсолютной тишине читал благодарным слушателям «Бородино», «Мцыри», «Узника».
Реакция беспризорников была неожиданной:
«Ребята, какого черта тут у нас Мартынов разлеживается? Не место ему тут лежать, раз он Лермонтова кончил! Айда за мной!»
Неистовых подростков было сложно удержать. Они помчались к фамильному склепу Мартыновых, вынули останки убийцы Лермонтова и утопили в пруду:
«Топить его в пруду! – скомандовал Коля.
Утопили. А в пустом склепе поселился сам Коля и с этого дня там спал. Он брал с собой фонарь и на ночь читал Лермонтова».
Так Лермонтов снова поиздевался над Мартыновым уже посмертно – хоть и косвенно, завладев юными умами. Какой бы эта история не была, она еще раз доказывает, что лермонтовское слово особенно сильно влияет на подростков, транслируя близкие им темы: бунтарство, абсолютное одиночество, муки непОнятости, поиски свободы, разочарование в людях и месть. Они узнают в героях Лермонтова себя. И эта история – интересное проявление этого узнавания.
Источники:
История описана в мемуарах Ивана Гудова "Судьба рабочего"