В Советском Союзе не было кукольника более известного и уважаемого, чем Сергей Образцов. Впрочем, сейчас, в современной России и бывших советских республиках тоже не найдётся постановщика кукольных спектаклей, кто бы мог по популярности хоть сколько-нибудь сравниться с Сергеем Владимировичем. В немалой степени этому поспособствовало то обстоятельство, что Образцов озаботился запечатлеть главные спектакли своего театра на плёнку. Так что теперь не менее десятка их можно смотреть и пересматривать, заодно приобщая всё новые поколения к наследию давно почившего Сказочника.
Вот 7 детских спектаклей Образцова, которые были сняты в формате фильмов-спектаклей ещё при жизни легендарного директора московского Центрального театра кукол. Интересно, что сам Образцов появляется почти в каждом из них с приветственным словом. И даже приоткрывает закулисные тайны кукольного театра, совсем не боясь, что этим разрушит «магию». Все эти 7 постановок несложно найти в Интернете. Было бы желание.
«Весёлые медвежата» (1973)
Самый детский, практически, «детсадовский» спектакль про брата и сестричку, которые гостят у бабушки с дедушкой в деревне (разумеется, все эти родственники, согласно названию спектакля, медведи). В последний день каникул они спешат наловить побольше эмоций, а потому идут рыбачить, едва не тонут, бегают от разъярённых пчёл и пугают пожилых медведей своим исчезновением. По возвращении в город приключения их продолжаются — всю вторую половину спектакля медвежата устраивают разгром в городской квартире.
«Волшебная лампа Аладдина» (1974)
Спектакль для детей постарше с сильными отхождениями от классической сказки. Джинн появляется ближе к концу, а Алладин показан чуть ли не революционным борцом с властью восточных деспотов. Интересно сделаны куклы всех персонажей — они крупные и довольно реалистичные, при всей их условности. Самым неитересным и примитивным выглядит, как ни странно, джинн — это просто голова на длинной палке, прикрытой балахоном.
«Наша Чукоккала» (1975)
Этот спектакль, даже не подозревая того, прекрасно знали советские дети. Дело в том, что на телевидении его разбили на отдельные новеллы — «Мойдодыр», «Тараканище», «Телефон», «Бармалей» — и часто пускали их в передаче «Спокойной ночи, малыши» вместо мультфильмов. В детстве меня это, помнится, очень расстраивало (хотелось-то мультиков!), но теперь спектакль смотрится с острыми приступами nostalgie.
«Мистер Твистер» (1977)
Спектакль по стихотворению Маршака с очень простецки сделанными из шариков куклами в наши дни не мог быть поставлен. По крайней мере, не в таком виде. Во-первых, в нём постоянно звучит слово «негр» (пусть для поэта оно и не несло отрицательного смысла, но сейчас считается оскорбительным даже в России). А во-вторых, заглавный персонаж курит. И ладно бы просто курил (в конце концов, Мистер Твистер — отрицательный персонаж, а таким смолить можно), но сигарету-то ему поджигает сам Образцов! Который, кстати, в это спектакле вообще активно задействован, не только представляя персонажей в самом начале, но и делаю комментарии на протяжении действия.
«Кот в сапогах» (1979)
Классическая постановка классической сказки Шарля Перро. Куклы опять сделаны самым примитивным образом — это просто шарики с приколотыми к ним «носами» и «глазами». При том, персонажи получились очень разнообразными и живыми. Перед началом спектакля Сергей Образцов минут 5 рассказывает, какие международные награды за «Кота в сапогах» получил.
«По щучьему велению» (1984)
Спектакль был поставлен ажно в 1936-м году, и Образцов считал щуку символом своего театра («как чайка — символ МХАТа»). Даже странно, что на плёнку его запечатлеть догадались только спустя полвека. Хорошо, запечатлели! Теперь можно поразиться, какими простыми методами (всё те же перчаточные куклы с головами-шариками) удалось достичь потрясающих художественных результатов. Сказка при этом рассказывается очень близко к первоисточнику, без особо сильных отхождений от него. Интересно, что кончается спектакль тем, что Сергей Образцов вызывает по очереди всех актёров и показывает, кто какого персонажа играл.
«Приключения Буратино» (1985)
А вот в истории Буратино драматург, постановщик и актёры дали себе больше свободы и позволили себе поиграться с сюжетом. Так, в начале выясняется, что папа Карло сделал вообще всех кукол Карабаса-Барабаса — и Мальвину, и Пьеро, и пуделя Артемона. И Буратино он сделал не потому, что в руки попалось волшебное полено, а после того, как отдав на воспитание директора королевского театра свои создания, заскучал в одиночестве. Опять-таки, совершенно не опасаясь разрушить магию, в конце спектакля кукол показывают в объятиях актёров, которые ими манипулировали.