Найти в Дзене
Старыми словесы

Духовные грамоты великих князей XIV-XVI веков: «приказываю жити заодин, держать матерь во чти, быть в мое место»

Читать духовные грамоты правителей Московских XIV-XVI веков неизменно интересно. В этой статье поговорим о семейных ценностях, отраженных в текстах грамот. Начнем с духовной грамоты великого князя Ивана I Даниловича Калиты, составленной около 1339 года. Не могу не привести одно из государственных указаний князя, потому что оно очень красиво звучит на языке того времени: «Приказываю сыном своим очину свою Москву». Очина – это отчина, владение отца, которое наследует сын. Иван I Данилович Калита разделил Московское княжество между тремя сыновьями и старший получил больше, чем остальные. Однако Москва стала нераздельной собственностью всех троих. Глагол «приказати»» в данном случае употреблен в значении «вверить/поручить заботам; отдать в ведение». А семейное распоряжение было таким: «А приказываю тобе, сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгиню свою с меншими детми, по бозе ты им будешь печалник». Древнее слово «печа» означало заботу (отсюда «попечение») и от него образовались «п

Читать духовные грамоты правителей Московских XIV-XVI веков неизменно интересно. В этой статье поговорим о семейных ценностях, отраженных в текстах грамот.

Начнем с духовной грамоты великого князя Ивана I Даниловича Калиты, составленной около 1339 года. Не могу не привести одно из государственных указаний князя, потому что оно очень красиво звучит на языке того времени: «Приказываю сыном своим очину свою Москву». Очина – это отчина, владение отца, которое наследует сын. Иван I Данилович Калита разделил Московское княжество между тремя сыновьями и старший получил больше, чем остальные. Однако Москва стала нераздельной собственностью всех троих. Глагол «приказати»» в данном случае употреблен в значении «вверить/поручить заботам; отдать в ведение». А семейное распоряжение было таким: «А приказываю тобе, сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгиню свою с меншими детми, по бозе ты им будешь печалник». Древнее слово «печа» означало заботу (отсюда «попечение») и от него образовались «печаль» (следующие значения этого слова в XI-XVII веках: физические страдания/болезнь; несчастье/беда; испытание; поношение/оскорбление; чувство скорби/горя, собственно печаль; неприятная черта в характере человека») и «печалование/печалованье» с тем же смыслом. Соответственно, «печалник/печальник» – опекун, защитник и заступник, покровитель. Иными словами Калита вверял перед богом старшему сыну Семену заботы о младших братьях и мачехе.

А.М. Васнецов, «Московский Кремль при Иване Калите»
А.М. Васнецов, «Московский Кремль при Иване Калите»
Оригинал первого варианта духовной грамоты  Ивана I Даниловича Калиты. Фотография с сайта РГАДА
Оригинал первого варианта духовной грамоты Ивана I Даниловича Калиты. Фотография с сайта РГАДА

Семен занял московский трон после отца, став великим князем Симеоном Ивановичем Гордым. И вот уже он пишет в своей духовной грамоте около 1353 года братьям Ивану и Андрею: ««А по отца нашего благословенью, что нам приказал жити заодин, тако же и яз вам приказываю, свои братьи, жити заодин». «Заодин» – заодно, то есть вместе/сообща. И еще прекрасная фраза: А пишу вам се слово того дела, чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не оугасла». Слова наполнены большим смыслом: когда смертельно больной князь составлял завещание, ни одного из его сыновей уже не было в живых. Брат же Андрей умрет от той же болезни (учение пишут об эпидемии) практически одновременно с Симеоном.

Прориси печати, привешенной к завещанию Симеона Ивановича Гордого
Прориси печати, привешенной к завещанию Симеона Ивановича Гордого

Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича Донского, внука Ивана I Даниловича Калиты. Дмитрий Иванович Донской скончался 19 мая 1389 года, завещание же он писал в апреле-мае. «А приказал есм свои дети своеи княгине». Княгиня – Евдокия; дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича, которую тринадцатилетней выдали за пятнадцатилетнего Дмитрия Ивановича, тогда еще не получившего именования Донским. После кончины Донского ее роль в жизни Московского княжества была значимой; в 1407 году она удалилась в монастырь и стала известной и почитаемой как преподобная Ефросиния Московская. Ко времени составления завещания у княжеской четы было пять сыновей и четыре дочери; последний сын родился за четыре-пять дней до кончины отца и упомянут в грамоте строкой «а бог даст мне сына, и княгиня моя поделит его, возьмя по части у болшие его братьи» (то есть братья выделят ему небольшие части из своих уделов). К сыновьям – семнадцатилетнему Василию, четырнадцатилетнему Юрию, девятилетнему Ивану, шестилетнему Андрею, и двухлетнему Петру – князь обращался так. «А вы, дети мои, слушаите своее матери во всем, из ее воли не выступаитеся ни в чем. А который сын мои не имет слушати свое матери, а будет не в ее воли, на том не будет моего благословенья. А дети мои молодшая, братья княжы Васильевы, чтите и слушаите своего брата старишего, князя Василья, в мое место, своего отця (слушайте своего старшего брата как меня, отца). А сын мои, князь Василий, держит своего брата, князя Юрья, и свою братью молодшюю в братьстве, без обиды» (не обижает братьев в силу родства).

Жена Дмитрия Донского Евдокия скончалась в 1407 году, пробыв в монашестве всего несколько недель. В 2001 году С.А. Никитин по черепу выполнил реконструкцию облика княгини. Фотография С.А. Никитина
Жена Дмитрия Донского Евдокия скончалась в 1407 году, пробыв в монашестве всего несколько недель. В 2001 году С.А. Никитин по черепу выполнил реконструкцию облика княгини. Фотография С.А. Никитина

В 1406 или 1407 году, упомянутый выше старший сын Дмитрия Донского, великий князь Василий I Дмитриевич написал первую духовную грамоту. Она была обращена к жене-княгине и старшему сыну-наследнику трона Ивану (одиннадцати-десятилетнему или же десяти-девятилетнему). «А ты, сын мои, князь Иван, держи матерь свою во чти и в матерстве, как бог рек, а мое благословленье на тебе». «Держать кого-либо во чти» – выражение, восходящее к глубокой древности. Слово «чьсть»/«честь» имело буквальный смысл «уважение»; соответственно, «чьстити» и более позднее «чтити» – относиться с уважением («почитание» и «почет» относятся к родственным словам). Так что «держать во чти» – относится с уважением/почитать. А «держать в матерстве» – это с почтением относится к матери. В июле 1417 года Иван умер «от мора» и потому великий князь Василий I Дмитриевич написал вторую духовную грамоту с упоминанием последнего из сыновей – Василия, которому не исполнилось и двух лет. «Приказываю своего сына, князя Василья, своеи княгине. А ты, сын мои, князь Василеи, чти матерь свою и слушаи своеи матери в мое место, своего отца».

Со временем, в 1461 или в 1462 году, сын Василий из духовной грамоты великого князя Василия I Дмитриевича обратится как великий князь Василий II Васильевич Тёмный к своим сыновьям: Ивану, Юрию, Андрею, Борису, Андрею Меньшому. Как и его предки он прикажет детей своей княгине; призовет их жить заодин; не выступать из воли матери, слушаясь ее во всем; младшим чтить старшего Ивана как отца, а Ивану меншую братью держать в братстве.

Обломки черновосковой княжеской печати, прикрепленной к духовной грамоте великого князя Василия II Васильевича Тёмного. Фотография взята с сайта https://unikdoc.rusarchives.ru
Обломки черновосковой княжеской печати, прикрепленной к духовной грамоте великого князя Василия II Васильевича Тёмного. Фотография взята с сайта https://unikdoc.rusarchives.ru

А в 1504 году уже Иван как великий князь и государь Всея Руси Иван III Васильевич поручит четырех младших сыновей старшему – наследнику Василию, будущему Василию III Ивановичу (и отцу Ивана IV Васильевича Грозного). «А приказываю свою душу и детеи своих менших, Юрья, Дмитреа, Семена, Андрея, сыну своему Василью. А вы, дети мои меншие, Юрьи з братьею, дръжите сына моего Василья, а своего брата стареишаго, в мое место, своего отца, и слушаите его во всем. А ты, сын мои Василеи, дръжи свою братью меншую Юрья, Дмитреа, Семена, Андрея, в братстве, и во чти, без обиды».

А.М. Васнецов, «Московский Кремль при Иване III
А.М. Васнецов, «Московский Кремль при Иване III

Духовная же грамота царя Ивана IV Васильевича Грозного, «самодержца Российского», составленная в 1572 году и сохранившаяся до наших дней лишь в позднем списке – настоящее литературное произведение на тему политики, духовности и нравственности. Царь адресовал его сыновьям Ивану и Федору. Напомню, что Ивана не стало в ноябре 1581 года, а Федор в 1584 году после отца взошел на трон, который занимал до своей кончины в январе 1598 года. Приведу обширную цитату, посвященную отношениям братьев. «А ты, Иван сын, береги сына Федора, а своего брата, как себя, чтоб ему ни в каком обиходе нужды не было, а всем бы был исполнен, чтобы ему на тебя не в досаду, что ему не дашь удела и казны. А ты, Федор сын, Ивана сына, своего брата старейшаго, докудова строитель, уделу и казны не прося, а в своем бы еси обиходе жил, смечаясь, как бы Ивану сыну не убыточнее, а тебя б льзе прокормити было, и оба вы есте жили заодин и во всем устроивали, как бы прибыточнее. А ты бы, сын Иван, моего сына Федора, а своего брата молодшаго, держал, и берег, и любил, и жаловал его, и добра ему хотел во всем так, как себе хочешь, и на его лихо ни с кем не ссылался, а везде бы еси был с Федором сыном, а своим братом молотшим, и в худе и в добре, один человек, занеже единородныя есть у матери своей. И вы бы сами о себе прибежище положили, яко же рече Христос во святом Евангелии: «иде же собрани аще два или три во имя мое, ту есмь аз посреде их». И аще Христос будет посреде вас для вашея любви, и никто может вас поколебати, вы будете друг другу стена, и забрало, и крепость. К кому ему прибегнуть и на кого уповать! Ты у него отец, и мать, и брат, и государь, и промысленник. И ты б его берег, и любил, и жаловал, как себя. А хотя буде в чем пред тобою и проступку какую учинит, и ты его понаказал и пожаловал, а до конца б его не разорял, а ссоркам бы еси отнюдь не верил, занеже Каин Авеля убил, а сам не наследовал же. А Бог благоволит вам, тебе быть на государстве, а брату твоему Федору на уделе, и ты б удела его под ними не подъискивал, а на него лиха ни с кем ни ссылался... И ты б, Федор сын, сыну моему Ивану, а своему брату старейшему, во всем покорен был, и добра ему хотел и во всем так, как мне и себе, и во всем воли его буди, до крови и до смерти, ни в чем ему не прикослови. А хотя будет на тебя Иванов сыновен гнев или обида в чем ни будь, и ты бы сыну моему Ивану, а своему брату старейшему, непрекословен был, и рати никакой ни вчинял, и собою ничем не боронился, а ему еси бил челом, чтоб тебя пожаловал, гнев свой сложить изволил, и жаловал тебя во всем по моему приказу. А в чем будет твоя вина, и ты б ему добил челом, как ему любо, и послушает челобитья, ино добро, а не послушает, и ты б собою не оборонялся ж, а всем бы еси печаль на радость преложа, положил на Бога, занеже всяким неправдам местник есть Бог. А ты б, Иван сын, с братом своим молодшим, а с моим сыном Федором, жил в любви и в согласии заодин во всем, по моему приказу. И вы б, дети мои, Иван и Федор, жили в любви и в согласии заодин, и сей мой наказ памятовали крепко. Аще бо благо учнете творити, вся вам благая будет. Аще ли злая сотворите, вся вам злая сключатся, якоже речено бысть во Евангелии: «аще кто преслушает отца, смертию да умрет».