Мы продолжаем наше путешествие по БАМу. Считать эти поезда электричками или нет?! Если честно, то я не очень сильно заморачиваюсь на ответ на этот вопрос. Если на сайтах расписаний данные составы фигурируют как электрички, то давайте поверим этим источникам. Да и нумерация там все-таки четырехзначная, что опять-таки наводит на мысль о соответствующем статусе. Остановки опять-таки почти везде за редким исключением. А то, на какой тяге следуют эти составы или какие вагоны включены в них, то оставим это для обсуждения на специальных железнодорожных форумах. У нас расписание данных составов - это лишь как опорные точки маршрута, не более.
Итак в прошлый раз мы с вами достигли станции Куанда, преодолев очередной разрыв в сообщение по мосту через Витим. Куанда - это поселок, который нередко называют Малая столица БАМа. Причина этого достаточно простая - именно здесь 1 октября 1984 года осуществилась так называемая золотая стыковка БАМа, после которой стало возможным сквозное движение по магистрали. Причем происходило всё достаточно интересно. Естественно, что к этому моменту стальной путь был уже целиком уложен. То ли накануне, то ли в этот же день строители сняли два рельсовых звена, после чего уже в торжественной обстановке уложили их обратно. И вот здесь я не очень понял, поскольку в ряде источников указывается, что звено было уложено восточнее на разъезде Балбухта. И дело было даже не 1 октября, а 29 сентября и как раз на 1603 км в районе этого разъезда. Видимо, трактовать это нужно следующим образом: собственно смычка произошла действительно на разъезде Балбухта, а торжественную церемонию решили провести на станции.
Кстати, если на предыдущих этапах нам встречались поселки, возводимые строителями из Армении и Азербайджана, то здесь работали рабочие из Узбекистана.
И вот в 06:50 наш состав отправляется со станции Куанда на восток в направлении Новой Чары. Помню гостили мы как-то у родственников в Чите и попался мне в руки красочный альбом с фотографиями этих мест вплоть до Хани. Очень красиво. Из всех остановок одни разъезды. И вот как мы после отправления со станции пересечем реку Куанда, так и будем дальше на протяжении десятков километров двигаться вдоль ее правого притока с названием Сюльбан. Эта река целиком в Забайкальском крае, по территории которого мы и движемся уже (Республика Бурятия осталась позади). Ее длина почти 130 км, причем до 230 дней в течение года река остается подо льдом, толщина которого на ней достигает 205 см. Судя по фотографиям, особой глубины здесь не должно быть, а потому видимо, за исключением ряда ям река промерзает полностью. Выглядит река вот так примерно в этом месте:
Разъезд Балбухта будет у нас второй остановкой в 44 минутах после выезда. Там установлен памятник, на котором перечислены основные станции с двух сторон:
Здесь не так далеко и до Якутии. Считается что и слово это якутское, означает же оно стланник. Ну пейзаж в общем действительно не самый лесистый.
А вот и общих вид на долину:
Пейзажами вдоль трассы здесь можно бесконечно любоваться. Многие люди на специально подготовленных джипах приезжают за тысячи километров, чтобы проехать по автодублеру БАМа.
Я знаю одного человека, который проехал от Иркутска до Магадана. Дело было ранней весной. В принципе по зимним дорогам он сказал, что проехать без проблем. Но даже он не хочет ехать вдоль БАМа. Сидит на разных форумах, где главная мысль сводится к тому, что пожалейте свою машину. Конечно, автодублер используется. Дорожниками теми же. Но там вездеходы или огромные грузовики.
Ну а у нас впереди еще одна достопримечательность БАМа - Кодарский тоннель. Его построили, конечно, быстрее, чем Северомуйский, но он и короче в 8 раз. Длина 1981 метр. Однако из-за аварии 1984 года пришлось в экстренном порядке прокладывать путь в обход, длина которого составляла 7 км. Причем построили этот участок в рекордные сроки - менее чем за полгода, так как сроки сдачи сквозного движения по БАМу нарушать было никак нельзя.
Это самый высокогорный тоннель на всей магистрали. Высота далеко за 900 метров.
Сразу после тоннеля будет пара небольших озер, а вот через несколько километров Большое и Малое Леприндо, дорога между которыми пройдет по узкому перешейку.
Вода в них не просто пресная, а ультрапресная. Очень низкий уровень минерализации.
Преодолеваем мы еще несколько разъездов и оказываемся на станции Новая Чара. И здесь что к северу, что к югу находятся интереснейшие объекты. На севере поселок Чара - районный центр. Между поселками расположены знаменитые Чарские пески - они чуть к северо-западу от Новой Чары. Это огромный выход песка на поверхность, который отлично видно даже из космоса. Прямо кусочек Средней Азии в холодном Забайкалье какой-то!
Эта "пустыня" приличного размера - 9 * 4 км. На ней прямо настоящие барханы формируются. Какое-то фантастическое место:
Это место входит в 7 чудес Забайкалья. Добраться до этих мест можно не только по БАМу, но и самолетом из Читы, Иркутска и Красноярска. Выглядит, конечно, завораживающе.
Ну а южнее знаменитый Удокан. Крупнейшее в России и третье в мире месторождение меди. Помню, при поступлении в аспирантуру мне как раз попалась статья для перевода про Удокан. Идет там огромная стройка. Должны были еще в прошлом году закончить, но судя по фото там еще далеко до окончания.
Ну а у нас очередной разрыв в пути. Продолжение уже будет в следующей части. Так что до встречи!
Все статьи цикла можно посмотреть в подборке: